«Опорные схемы» – помощь в составлении описательных рассказов

19.03.2024

  Формирование умений детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку при составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.

      Так, в качестве универсального вспомогательного средства при изучении новой темы  для моделирования дошкольниками описательного рассказа использую графические планы – схемы, которые  разработаны автором логопедом Ткаченко Т.А.

Особенности составления описательного рассказа 

• Описательный рассказ не имеет сюжета ;

 • В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ; 

• Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ; 

• Описательный рассказ труднее для составления.

Структура описательного рассказа:

- название предмета или явления

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние)

- внешний вид (форма, цвет, размер, материал)

- назначение (где используется, как с ним взаимодействовать)

- какую пользу приносит.

Этапы работы по формированию у детей умения составления описательного рассказа с использованием опорных схем

• Первый этап работы - необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.

• На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме. Хочу такой сайт

• Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Последовательность в работе по обучению составления описательного рассказа:

• Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).

• Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).

• Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений). • Фонетический контроль.

• Совершенствование диалогической речи.

• Обучение составлению плана, его запоминание.

• Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

• Использование зрительных опор – схем.

     На этой неделе, мы с детьми продолжали учиться составлять описательные рассказы по теме: «Профессии».

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.03.2024

Дата обновления: 24.03.2024

Дата публикации: 19.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».