04.02.2023
Консультация для родителей дошкольников "Как наблюдать время"
- Я заберу
тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда
– когда заберёшь?
Слова "минута", «час» для
вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и
потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки»,
размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального
занятия и т.п. Он живёт в ДРУГОЙ системе измерения времени. Быть может это и
позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде
жизни.
Но время всё-таки существует для ребёнка. Как мы помним, в сказках оно играет
очень важную роль. То здесь то там раздаётся бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ
какого-то события. Поэтому к пяти годам ребёнок внутренне уже вполне готов к
тому чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить
ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные часы
и минуты станут для него осознаваемой МЕРКОЙ жизни.
Первый вид таких упражнений связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности
действий. Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить
их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными
свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным понятием и «материализуется»
в виде песчинок. Видно как оно наглядно, зримо «течёт» по стеклянным трубочкам
и как «иссякает». Я полагаю, что без волшебства тут не обошлось. Может быть,
какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом
зачерпнула из неё чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым
– превратилось в песок. Невидимое время – могущественная, неостановимая,
неподвластная людям сила. А вот заколдованное время – песок, заключённое в
колбочку ,послушно даже ребёнку. Оно начинает «двигаться» только тогда, когда
этого захочет человек.
А практические действия могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол
и говорите: «Как бы нам съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам,
чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза? Ну-ка, попробуем.
Начали! Интересно, а, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше
или меньше?»
Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, одно
из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее
отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение -
укладываться точно в срок.
Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на
прогулку. А вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных
пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий. Можете даже
завести специальную ведомость на стене (лучше – большую, величиной с ватманский
лист) и заполнять её условными значками.
В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов,
связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен.
Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной
стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном
циферблате. Это – всем игрушкам игрушка!
С появление секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и
сопоставлений – ПЕРИОД ИМЕННОВАНОГО ВРЕМЕНИ.
Во – первых, путём наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время
может не только «течь», как в песочных часах, но и «прыгать», «скакать»,
«бежать».
Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег
стрелки по кругу (от отметки О) – Это МИНУТА, а прыжок с чёрточки на чёрточку –
СЕКУНДА. Отрезки времени приобретают имена.
Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах
пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой,
подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое
время вода перельётся из бутылки в кастрюльку. Вот вам и «водяные часы»
собственной конструкции. Ну а дальше можно мерить всё подряд: за какое время
пробегаем расстояние в 30м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за
какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т.д. и т.п.
Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на
циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка
секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка
перемещается с одного маленького деления на другое. И ,когда она отсчитает все
деления, большие часы покажут: миновал час! Теперь можно пересчитывать деления,
считать пятёрками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! За ним
можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится
приобретение отрывного календаря к Новому году.
Каждый вечер вы вместе с ребёнком будете
торжественно произносить:
СЕКУНДЫ СЛОЖИЛИСЬ В МИНУТКИ
МИНУТКИ СЛОЖИЛИСЬ В ЧАСЫ,
И ТАК ПРОБЕЖАЛИ СУТКИ,
ВРЕМЯ ВПЕРЁД СПЕШИТ.
После этого отрываете листочек календаря и подбрасываете в воздух со словами:
«ДЕНЬ ПРОЛЕТЕЛ!»
Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и лететь! Это очень
нравиться ребёнку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребёнка о времени
календарь занял место рядом с секундомером и часами – как ещё одно
приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).
Дата создания: 04.02.2023
Дата обновления: 04.02.2023
Дата публикации: 04.02.2023