Свет и тень

28.11.2022

Любое новшество представляет собой создание, а в последующем внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.

Программа «Вдохновение», по которой работает наш детский сад, способствует   применению интересных моделей по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного пространства, в котором дети строят отношения между собой, где им можно и нужно исследовать мир. Они учатся, двигая, трогая, и двигаясь, слушая, видя и во всем этом их нельзя ограничивать!  Особое внимание уделяется работе подгруппах.  Действуя совместно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую.

Педагоги- вдохновенцы говорят: «Тому, что нужно детям, и тому, что нужно знать о детях, можно научиться только у самих детей». И это действительно так. В ходе контакта со средой и обретения опыта ребёнок переживает процесс «выработки гипотез». Ребёнок – творец самого себя, конструктор своей личности. У детей должно быть много путей и способов выразить себя – это музыка, рисунок, танцы, конструирование, беседы и т. д. Ребёнку предоставляется свобода в постижении окружающего мира и выражении собственных идей. Дети изучают живопись, музыку и танец, познают законы окружающего мира и развивают конструкторские навыки. Приветствуется свободное использование в работе над проектами разнообразных природных и бытовых материалов.

Вдохновение с раннего детства приучает детей учиться самим, а не ждать, пока их научат, ведь интерес – движущая сила развития детей и лучшая мотивация. Даже если выдвигаемые ребёнком идеи «неправильные», «нелогичные» или «ненаучные», важно то, что у ребёнка есть собственный взгляд на проблему или вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи и взгляды на мир!

А глядя на мир пытливыми глазами, дошкольник пытается сориентироваться на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день он сталкивается с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных из них - это свет и его составляющая тень.  Для тог чтобы разобраться, что же такое свет и как появляется тень, мне помогла инновационная технология «Свет и тень» по методике Хюндлингс А.

Первая ассоциация, которая приходит сразу в голову- это теневой театр. Но спешу вас уверить –это не так.

   

 Слайд 4 Суть

Суть данной технологии заключается в игре со светом и тенью в специальной комнате, которую мы называем «Ателье света и тени». В ней изучаются эти явления очень подробно.

Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:

Во- первых они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.

Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).

В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!

 Слайд- 5 Описание

Ателье –это пространство в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки. Играют с зеркалами и солнечными зайчиками. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

 

Световой стол или планшет —  это площадка для множества экспериментов. На нём можно изучать форму, цвет, прозрачность материалов, смешивать цвета, выкладывать орнаменты, рисовать и копировать рисунки (и рисовать песком или манкой), раскладывать цветные стёклышки и материалы разной прозрачности, цветную плёнку, куски плексигласа, файлы с краской, любые предметы — и наблюдать за эффектом.

 ИгрыХочу такой сайт

Игры с Зеркалами

Зеркала и зеркальные поверхности — тоже одна из фишек ателье пространства. Они помогают ребёнку лучше осознавать и видеть себя и материалы, с которыми он взаимодействует.

Зеркала можно

  • класть на дно стаканчика, коробки или контейнера (пустого или с материалами, игрушками, цветными стекляшками)
  • размещать на стене у самого пола в игровом уголке
  • использовать как подставку для объекта при рисовании с натуры
  • крепить к задней стенке полки с игрушками и материалами (сейчас продается самоклеящася пленка с зеркальным покрытием)
  • ставить напротив ребёнка во время творческой работы
  • использовать как подложку под солёное тесто
  • … и как поверхность для рисования

Игры с фонариками

Лежащие на столе

Дети раскладывают [U1] по столу зажжённые фонарики и рассматривают получившийся узор света и тени. Три фонарика лежат на гладкой поверхности и светят в разных направлениях.

— Здесь в середине получился светлый треугольник!
— А здесь кривая линия…
— А тут сначала тень от фонарика, потом яркое пятно света, потом темно, и снова продолжается свет…

Фонарик и экраны разного цвета

Девочка держит фонарик на разном расстоянии от белого и черного экранов
— Пятно света становится большим-большим!
— Теперь оно как луна (на чёрном экране)
— А теперь большое… как солнце!!!
— А теперь их два! (берёт второй фонарик
[U2] )

Учительница показывает девочке маленькое квадратное зеркало, и на стене появляется квадратное отражение! Девочка пытается поймать это отражение лучом фонарика.

Рисование с помощью теней – это отличное средство для развития любознательности, внимания, усидчивости, зрительно – моторной координации и подготовки руки к письму.

 Получилось небольшое исследование: что будет, если обвести тень карандашом? Это помогает ребенку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей и мира в целом.

Игры со светом с помощью обычных канцелярских папок разного цвета, разрезанных на разные геометрические фигуры.

Ребенок- прирождённый исследователь, в избытке одарённый любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Почему раскачивается конь-качалка?  Какого цвета свет? Почему я вижу себя в зеркале?

ВыводТо, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребёнку, заинтересовывает и удивляет его. Исследования являются естественной формой детского освоения мира и учения. Ответы на детские вопросы взрослые могут искать совместно с детьми путём увлекательных экспериментов, вместе добираясь до сути.

Свет и тень — это интересно и занимательно, эти занятия разовьют познавательные способности детей, их интересы к естественным опытам и открытиям.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».