Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

04.08.2022

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:

Формы организации:

-Непосредственно образовательная деятельность: доминантные, традиционные, интегрированные, тематические, игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование ("Магниты", "Автомобили", "Марки", «Значки»), экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-викторины, конкурсы, занятие-сказки, занятия- квесты, лаборатории, экскурсии, целевые прогулки, викторины, использование игровых обучающих ситуаций, проблемных ситуаций, эвристические беседы

- Двигательная деятельность: утренняя гимнастика (традиционная, сюжетная, ритмическая), подвижные игры, игровые упражнения, спортивные соревнования, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность.

Игровая деятельность: включает все виды игр.

-Коммуникативная деятельность: беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, анализ конкретных ситуаций, сюжетные и театрализованные игры, представления, игры с правилами, видеофильмы о правилах этикета и общения детей и взрослых.

-Продуктивная деятельность: творческие мастерские, изготовление панно, коллажей, выставки, конкурсы творческих работ, оформление группы творческими работами детей, коллекционирование, реализация проектов.

-Проектная деятельность: исследовательская работа, творческие проекты, ролево-игровое проектирование, информационно-практико-ориентированные проекты.

-Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение, опыты и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, игры сюжетные и с правилами, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды), мини-музеи ("Байкал", "Цвет-зеленого настроения"), конструирование, коллекционирование, реализация проектов ("Опыты из воды", "Есть ли в Африке зима?", "Огород на окне" "Осень золотая в гости к нам пришла)). 

-Кружковая работа: дает ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности (секция "Юные пловцы" и карате,  вокальная группа "Карамельки" и Изо студия "Цветной мир", хореография "Смайлики" и кружок "Говорушки" , «Волшебные таблицы», «Оригами»).Хочу такой сайт

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы использую следующие методы:

  • проблемно-поисковый метод. На занятиях, стремлюсь создать проблемную ситуацию,  которая предоставляет воспитанникам возможность находить средства ее решения, поиску правильного ответа, нескольких ответов, побуждает к оперированию известными знаниями в новых ситуациях и ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием, и максимально способствует активизации речи детей. А возникает ли проблемная ситуация, стала ли она значима и "приняли" ли ее дети (ребенок), сужу по их активности  на занятии, степени их заинтересованности.
  • исследовательский метод способствует высокому качеству усвоения детьми нового материала ("Язык мой друг"). Являясь "партнером" ребенка, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщать, проверять решения "Путем проб и ошибок". Ведь главная цель исследовательского метода - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
  • метод экспериментирования. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Познавая мир, он делает множество открытий, ведь дошкольники - прирожденные исследователи, им присуще активность и постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации в ходе практической деятельности. Поэтому в  процессе экспериментирования стараюсь создать условия, чтобы ребенок получил возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
  • интегрированный метод. Серия занятий объединена основной проблемой. Вариативность использования интегрированного метода в работе с детьми довольно многообразна: полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием); частичная интеграция (художественная литература и ИЗИ деятельность); интеграция на основе единого проекта,  в основе которого лежит проблема. Этот метод помогает мне как педагогу развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

Обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности дошкольников. Использую следующие методы и приемы: побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность; проблемные и обучающие ситуации.

  • развивающие игры и упражнения помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез, стимулируют фантазию, развивают творческие способности, самостоятельность и умение общаться со сверстниками и взрослым. Наибольшую пользу ребенку приносит игра,  которая возникает спонтанно наедине с собой или в компании сверстников, когда ребенок по своей инициативе приступает к тому или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои умения и навыки. 
  • задания творческого типа с одновременной активизацией мышления и воображения,  что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей в сфере - люди, мир предметов, мир игры и др.
  • учебно-методические - формируют у детей мотивацию для обучения в школе; осуществляют связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.
  • метод мотивации и стимулирования (предвосхищения, оценки). Эти методы помогают вызывать у детей интерес к занятиям, занимательному делу или какой либо деятельности, создают условия увлеченности, умственного напряжения, направляют усилия детей на осознанное  освоение и приобретение знаний и умений (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.).
  • информационно-рецептивный метод. Педагог предоставляет информацию, организацует действия детей с объектом изучения. Это один из наиболее экономных методов передачи информации и включает следующие приемы: распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или самих детей, чтение, экскурсия).
  • репродуктивный метод помогает  закреплять  умения и навыки у детей. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образу, в рамках предложенных ситуаций. Он включает в себя: прием повтора, выполнение формообразующих движений рук, работу в черновиках.
  • метод проблемного изложения. Это постановка  проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений. Отмечу необходимые условия применения метода для работы с дошкольниками: проблемные ситуации должны отвечать  целям формирования знаний; быть доступными для детей; вызывать собственную познавательную активность; задания должны быть в зоне ближайшего развития (Л. Выготский), чтобы ребенок самостоятельно проанализировал проблему и нашел "неизведанное".
  • эвристический метод (частично-поисковый) направлен на проявление самостоятельности детей в каком либо моменте занятия. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решение проблемных задач и заданий. 
  • метод "Проектов" ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель, ребенок-воспитатель-родитель-педагог. В своей деятельности использую разнообразие технологии метода "Проектов": развлечения ("Посиделки с мамой", "Сагаалган"), творческие ("Пасхальный марафон", "Чудо пуговки") и информационные проекты ("С чего начинается родина", "Накормите птиц зимой"). Технология проектирования позволяет каждому ребенку обеспечить признание важности и необходимости каждого в коллективе. Этот метод  способствует развитию ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Средства обучения:

Дидактические материалы;

Наглядные средства;

Технические средства обучения.

Сюда входят: упражнения, карты-схемы, картотеки игр, картотеки презентаций, картотеки к занятиям, художественное слово (пословицы, поговорки, стихи, загадки), печатные издания, мультимедийные презентации, мультфильмы.

Также: визуальные, аудийные, аудиовизуальные; демонстрационные и раздаточные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные; двигательное (оборудование для ходьбы, бега, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); игровой материал (игры, игрушки); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);  познавательно - исследовательской деятельности (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины, различные приборы и механизмы - компас, барометр, колбы и др.); трудовые (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивные (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественные (детские музыкальные инструменты, дидактический материал).

Для организации деятельности воспитанников используется информационно - ресурсное обеспечение образовательного процесса. Это совокупность технологических средств, информации и коммуникационных технологий: ноутбук, мультимедийный проектор, обучающие программы.

Для  того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».