Логические блоки Дьенеша

05.12.2023

Золтан Дьенеш – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в области психологии, он разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

05.12.2023

Теория Дьенеша основана на шести стадиях математического познания.

  • Свободна игра. Малыш получает задание и решает его путём проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
  • Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения не правил - важнейший педагогический «трюк».
  • Сравнение. Поставленная задача обыгрываешься на пуговицах, бумажных снежниках, куклах и тд. Это подводит ребёнка к необходимости мыслить абстрактно.
  • Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.
  • Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.
  • Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.

Логические блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша – эффективный дидактический материал, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от трех до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.
Хочу такой сайт

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Подобные развивающие игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать простые кубики и треугольники.Хочу такой сайт

Цели занятий с блоками Дьенеша можно разделить на последовательную цепочку:

  • Сначала научить детей выявлять свойства
  • Затем сравнивать предметы по найденным свойствам
  • Далее переход к классификации, обобщению
  • И освоение логических операций и языка символов


Варианты занятий с блоками Дьенеша

Знакомство со свойствами

Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

Сравнение по свойствам

Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».