Технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания.

01.10.2023

Одним их ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. С точки зрения их содержания, овладения ребенком, способами их усвоения и систематизации, это направление является, по существу, основой интеллектуального, логического развития ребенка. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.


Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками следует использовать те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося» (по определению В. А. Ситарова). Это технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико- математических игр, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Другими словами, это современные проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников. Применение данных технологий позволит :


• сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;


• создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;


• развить у дошкольников познавательные интересы;


• развить способность строить простейшие умозаключения;


• сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;


• накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;


• способствовать развитию логического мышления у дошкольников.


Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно путём решения системы логических задач на математическом материале. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления на математическом материале повысится результативность этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. 

  Для успешного математического и логического развития дошкольников мною была отобрана проблемно-игровая технология.


Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности, можно представить следующим образом:


1. Логико-математические, развивающие игры.


2. Логико-математические сюжетные игры (занятия) .


3. Проблемные ситуации, вопросы.


4. Математическое экспериментирование и исследовательская деятельность.


5. Творческие математические, логические задачи, вопросы и ситуации.


Характерные черты проблемно-игровой технологии :


ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений.

         Планирование работы осуществлялось, исходя из поставленных задач:

I этап опыта – констатирующий. Изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы по вопросам развития математического и логического мышления дошкольников, анализ современных образовательных технологий математического развития детей.

II этап опыта – формирующий. Постановка цели, задач, определение алгоритма действий, разработка средств и методов проблемно-игровой технологии математического развития.

III этап опыта – заключительный.   Проанализировав все средства проблемно-игровой технологии математического развития для решения поставленных задач, было решено использовать следующие из них:

• логико-математическиеразвивающие игры

• логико-математические сюжетные игры (занятия)

• проблемные ситуации математического содержания

• Логико-математическиеразвивающие игры.

При организации образовательного процесса для достижения поставленной цели мною были использованы в работе с детьми следующие игры:Хочу такой сайт


настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Подбери цифру», «Математические домики», «Логический поезд» и др. (Приложение 1)


игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др. (Приложение 2)


игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Т-игра», «Листик», «Африка», «Монгольская игра» и др. (Приложение 3)


игры из серии «Форма и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб», «Разноцветные квадраты», «Волшебные квадраты» и игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Волшебный круг» и др.


математические головоломки, игры-забавы (пазлы, мозаики, лабиринты, магические квадраты; головоломки с палочками) развивающие игры, т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: блоки Дьенеша, палочки Кюизене. Палочки Кюизенера- это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Мы занимались с детьми, используя палочки Кюизенера, индивидуально и подгруппами. Игры иногда носили соревновательный характер. Достаточно эффективным оказалось использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступали при этом не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому двигалась мысль ребенка при выполнении упражнений. Я начала работу по ознакомлению детей с логическими блоками Дьенеша с младшего дошкольного возраста. Сначала предлагала игры по ознакомлению с одним, потом с двумя, а затем тремя свойствами.


Игры с логическими блоками позволили:


• Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.


• Развить пространственные представления.


• Формировать представление о множестве, операции с множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).


• Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.


• Развить умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.


• Воспитать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.


• Развить творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.


• Способствовать развитию речи.


• Успешно овладеть основами математики и информатики.


Блоки Дьенеша помогают детям моей группы овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицаний «не».


Я проводила с детьми такие игры с блоками Дьенеша, как: «Вкусное печенье», «Украсим ёлку бусами», «Логический поезд», «Найди такой же», «Угощение для бабушки», "Составь дорогу"

Библиографический список.


1. Литературный материал с математическим содержанием. / Сост. : Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. — СПб. : ЦВПО, 2005.


2. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2008.


3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.


4. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников : методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.


6. Открываю математику. / Авт. -сост. Калинина М. И. и др. — М. : Просвещение, 2005.


7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.


8. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. — М. : Академия, 2000.

Занимательная математика

23.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».