«Игротренинги и игротерапия в системе здоровьесберегающих технологий»

10.12.2023

Здоровьесберегающие технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами сохранения здоровья.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться ;

снять психоэмоциональное  напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

В игре ребёнок развивается, учится, приобретает новый жизненный опыт. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности .

Требования к игротерапии:

-игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е.∙ они должны быть простыми и доступными для него;  

- пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;∙

 -должны стимулировать ребёнка к активным действиям;∙ 

-должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;∙ 

-игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.∙

Проводить игротерапию в ДОО можно в свободное время, также можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственным за проведение данной технологии является воспитатель и психолог.

Приведем несколько упражнений, которые направлены для преодоления детских страхов.

Упражнения для игротерапии.

Жмурки. Позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих , на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью. На стул усаживается ведущий, который изображает лохматое животное, притворяясь, будто спит. Остальные детки подходят медленно, будят его четверостишием:

«Посмотрите – страшный пес

Спит, уткнувши в лапы нос.

А давайте-ка, разбудим:

Мы узнаем, что же будет.»

Пес на последних словах должен проснуться и броситься ловить детей. Их задача – убежать, не стать пойманными.

Подобная игровая терапия не отнимает много времени дома, но приносит очень много пользы. Таких игр существует большое количество. Совместные усилия специалистов в детском саду и родителей должны быть скоординированы, направлены на оказание эффективной помощи ребенку для преодоления его трудностей. Игротерапия является очень эффективным инструментом для этих целей. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами, вовремя диагностировать их наличие у ребенка, оказать действенную помощь.

рассмотрим данные технологии подробнее.

Здоровьесберегающая технология

- это система мер, включающая взаимосвязь

и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленна на

сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития,

формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому

образу жизни.

Направления здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое

количество различных гимнастик, я использую:

-гимнастика для глаз;

-гимнастика дыхательная;

-гимнастика пальчиковая;

-подвижные и спортивные игры;

-динамическая пауза;

-релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому,

когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала

развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление);

Технологии обучения ЗОЖ

-коммуникативная игра

Играя с детьми в коммуникативные игры, оказываю практическую помощь

детям в социальной адаптации; развиваю средства невербальной коммуникации:

мимику, пантомиму, жестикуляцию; создаю позитивное отношение к

собственному телу и развиваю способность управлять им; развиваю умение

понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учу определять

эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и

речи; воспитываю доверительное отношение друг к другу; развиваю

невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией,

которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

• Игры - пластические импровизации, развивающие творческое воображение

и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра

со стульчиками»),

• Игры - зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие

навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)

• Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори

ясно», «Волк и гуси»);

- игротерапия, игротренинги

(Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка

и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне

происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я»,

успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс

совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной

ситуации, поданной в игровой форме);

Коррекционные технологии

-технологии музыкального воздействия,

-технологии коррекции поведения,

- психогимнастика.

Здоровьесберегающая технология – игротренинги

Использование детьми мимики и пантомимы при выражении эмоций.(«Познакомимся», «Настроение», «Веселый-грустный», «Робкий-смелый»)

Цель

Научить детей контролировать своё поведение, негативные эмоции конструктивно взаимодействовать с социумом.

Развивать у детей потребность в доверительном общении.

Обогатить детей словарём эмоций, владеть азбукой эмоций.

Предварительный результатХочу такой сайт

Научить детей принимать себя и других,

Формировать у детей адекватную самооценку,

Развивать у детей чувство эмпатии,

Развивать навыки социального поведения.

Специфика игротренинга:

Сведение на минимум речевого взаимодействия

Минимизация игрушек и реальных предметов

Исключение какого-либо принуждения

Отсутствие соревновательного мотива

Безоценочный подход к детям

Содержание игротренинга

Музыкальная и танцевальная психогимнастика,

Коммуникативные, словесные игры,

Релаксационные и дыхательные упражнения,

Пантомимические и мимические игры,

Обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций,

Театрализованные мини-этюды,

Беседы по душам в “Доме дружбы”,

Игры на развитие эмпатии,

Игры на снятие эмоционально-мышечного напряжения

Игры на коррекцию вида риска

Стратегии игротренинга

Стимуляция чувства удивления,

Стратегия на отрицательное подкрепление,

Стимуляция чувства прекрасного,

Стимуляция чувства юмора,

Стимуляция телесного контакта,

Стратегия на стимулирование гуманных чувств,

Стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния,

Стратегия на переключение ребёнка на иное состояние,

Стратегия на стимуляцию положительных эмоций.

Игротренинг«Познакомимся»

Цель: установление коммуникации в группе.

№1 «Ласковое имя».

Ход: Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.

2 «Кто-кто в теремочке живет?»

Ход: Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: «Кто-кто в теремочке живет?» Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч

Игротренинг«Настроение»

Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных движений.

№1 «Какие мы

Ход: Ведущий задает вопрос.

Мы - козлики-какие вы? – рогатые – показываем рожки.

Мы – ослики – какие вы? – ушастые – показываем длинные уши.

Мы – ёжики – какие вы? – колючие – показываем пальцы-иголки.

А мы волчата - -ой! – зубастые – показываем зубы.

Ведущий спрашивает детей: «А вы не боитесь волка?»

Мы зайчики – какие вы? - прыгучие – дети прыгают.

«Медвежата»

Ход: (звучит музыка для релаксации) Ведущая спокойным голосом говорит: «Я – мама медведица, а вы – мои медвежата. Медвежата потянулись, устали мои медвежата и хотят спать». Дети ложатся на коврик.

Ведущая говорит, какие хорошие медвежата.

Игротренинг«Веселый – грустный»

Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.

№1 «Тюльпан»

Ход: Ведущий рассказывает сказку, а дети имитируют движение.

Ведущий: Жил – был тюльпанчик.–Ладошками изображают открытый бутон.

Наступила осень, подул холодный ветер.–Дуют холодным воздухом на ладошки.

Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно.–Ладошки смыкаются, лицо грустное.

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер.- Дуют теплым воздухом на ладошки.

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку.–Ладошки открываются, нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.

«Праздник у медвежат»

Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. Ведущий говорит: «Вы медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках». Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет «подарок» и « вкладывает» его в ладошки другого.

Игротренинг«Робкий – смелый»

Цель: знакомство с чувством страха, выражение чувства страха в мимике и пантомимике, овладение приемами и способами преодоления чувства страха.

№1 «Зайка – трусишка»

Ход: Ведущий спрашивает детей: «Чего боится зайка?»Ответы детей. Ведущий продолжает: «Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают «снег»(скомканную белую бумагу): вытянут ручки и уберут

«Смелый зайка»

Ход: Ведущий рассказывает: «Боялся, боялся зайка. Надоело зайке боятся». Ведущий показывает позу «руки в боки», нога вперед – дети повторяют. Ведущий продолжает: «Не боюсь волка!» – дети делают шаг вперед,

«Не боюсь лисы!» - дети делают ещё шаг вперед,

«Не боюсь снега!» - дети имитируют игру в снежки.

«Сказка о страхе»

Ход: Ведущий готовит бумагу и карандаши для детей. Дети сидят за столом. Ведущий рассказывает сказку: «Жил – был страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него …». Давайте нарисуем страх. Какой он? Дети отвечают.

Дети рисуют страх и показывают его друг другу

Ведущий продолжает: «Надоело страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать страху, чтобы детям стало весело? …»Дети предлагают свои варианты.

Результаты тренинговой работы:

Дети становятся более общительными.

Значительно повышается самоконтроль поведения.

Снижается уровень агрессии

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.12.2023

Дата обновления: 10.12.2023

Дата публикации: 10.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».