Долгосрочный проект" Камешки Марблс"

09.09.2020

Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Паспорт проекта «Волшебные камешки Марблс»

Пояснительная записка.

«Ум есть драгоценный камень, который,более красиво играет в оправе скромности».

Максим Горький

 

Вся жизнь ребенка – это игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Кристаллы и камни – это дар нашей планеты, который мы можем использовать для развития ребенка в XXI веке. Одной из нетрадиционных методик, в основе, которой лежит лечение с помощью камней и минералов является литотерапия.

 

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия, это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в коррекционно – образовательном процессе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия (применение камешков Марблс).

 

Камешки Марблс, универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

 

Игры с использованием камешков Марблс:

- стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук;

- увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии;

- улучшают результат коррекции речи;

- вариативны и удобны в применении.

Использование речевых игр с элементами литотерапии является совершенно новой идеей в логопедии.

 

Цель проекта: развитие речи детей,  через применение игр и упражнений с камешками Марблс.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

- формирование познавательной активности у детей;

- формирование правильного захвата шарика кистью руки;

- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

- развитие коммуникативной функции речи

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;

- развитие тактильной чувствительности рук;

- развитие ориентировки на плоскости;

- формирование пространственных представлений;

- развитие внимания, памяти, логики, мышления;

- формирование навыков звуко-буквенного анализа слов;

 

Воспитательные:

 

- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

- обучение игре в совместной деятельности, формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками Марблс.

 

Тип проекта: долгосрочный (7 месяцев).

 

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы,  учитель – логопед, родители (законные представители) детей.

 

Время реализации проекта: с 1 сентября 2020 г. по 31 марта 2021 года.

 

Планируемый результат:

- правильное речевое дыхание у детей;

- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

- отсутствие напряжения и скованности;

 

Реализация проекта проходит в 3 этапа:

 

1 этап – подготовительный.

 

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

 

Формы работы:

 

1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

2. Выявление проблемы.

3. Разработка системы игр и упражнений с камешками Марблс.

4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме.

 

2 этап – основной (практический).

 

Задачи: апробирование системы игр и упражнений с камешками Марблс.

 

Формы работы:

 

1. Проведение пальчиковой гимнастики с элементами литотерапии в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке).

2. Массажирование рук и пальцев камешками (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке).

3. Проведение игр и выполнение упражнений с камешками Марблс с детьми.

 

Сроки Игры и упражнения

 

Сентябрь

1 неделя Упражнение «Знакомство». Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый.

 

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

 

2 неделя Игра «Археолог». Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т. п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки Марблс (сокровища пиратов).

 

3 неделя Игра «Муха в клетке». В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение: дается многоступенчатая инструкция, ребёнок «передвигает» глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.

 

4 неделя Упражнение «Гласная или согласная? » Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

 

Дополнительные вопросы и задания: произвести звукобуквенный анализ слова.

 

Октябрь

1 неделя Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

 

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

 

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

2 неделя Игра «Весёлый счёт».

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

 

3 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

 

Дополнительные вопросы и задания:

 

1. Произвести звукобуквенный анализ слова.

2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

 Хочу такой сайт

4 неделя Игра «Волшебный мешочек». 1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

 

Ноябрь

 

1 неделя Игра «Волшебный мешочек». 2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

 

- зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.

- жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

 

2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

 

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

 

Задание: Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.

 

3 неделя Игра « Гусеничка - модница». Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

 

4 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

 

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

 

Задание: Перед детьми подносы с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым осязательно.

Декабрь

 

1 неделя Игра «Угости Петушка». Ребёнок передвигает Петушка по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.

 

2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

 

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

 

Задание: Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.

 

3 неделя Игра «Напиши слово». Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.

 

4 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

 

Январь

1 неделя Игра «Звуковая мозаика». Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику).

 

2 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

 

Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

 

3 неделя Игра «Помощь идёт». Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК.Например: мячик, столик, фантик и т. д.

 

4 неделя Упражнение «Тропинки».

 

Протянулся поясок

Через поле и лесок,

Да не взять его руками,

Не смотать его в клубок. (Тропинка)

 

Задание: Дети выкладывают ряды - "тропинки" разной протяженности из камешков, соотносят протяженность с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из камешков по убывающей величине и по возрастающей.

 

Февраль

 

1 неделя Упражнение «Змейка». Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

 

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

 

2 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

 

3 неделя Упражнение «Цифра». Задание: Педагог уточняет название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.

 

4 неделя Упражнение «Выложи по заданию».Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

 

Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

 

Март

 

1 неделя Упражнение на развитие пространственной ориентации.

 

Задание:

 

- возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- возьми оранжевый камень и положи перед собой.

 

2 неделя Игра «Выложи букву». Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

 

3 неделя Упражнение «Расскажи сказку». Детям дается задание рассказать сказку о волшебстве камешков Марблс.

 

3 неделя Игры и упражнение по желанию детей.

 

4 неделя Игры и упражнение по желанию детей.

 

4. Использование методов литотерапии как на развивающих занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми .

 

5. Проведение мастер-класса для воспитателей и родителей (законных представителей) детей на тему «Камешки Марблс, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

 

6. Изготовление буклета для родителей «Литотерапия в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».

 

7. Изготовление картотек игр и комплексов упражнений с камешками Марблс.

 

3 этап – заключительный

 

Задачи: презентация продукта деятельности.

 

Форма работы:

 

1. Подведение итогов проекта.

 

2. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете.

 

3. Практический материал по реализации проекта (картотеки).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2020

Дата обновления: 22.09.2020

Дата публикации: 09.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».