09.09.2020
Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей
подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей
подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
Паспорт проекта «Волшебные камешки Марблс»
Пояснительная записка.
«Ум есть драгоценный камень, который,более красиво играет в
оправе скромности».
Максим Горький
Вся жизнь ребенка – это игра. Тактильные ощущения, мелкая
моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Вы замечали, с
каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают
и т. д. Кристаллы и камни – это дар нашей планеты, который мы можем
использовать для развития ребенка в XXI веке. Одной из нетрадиционных методик,
в основе, которой лежит лечение с помощью камней и минералов является
литотерапия.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia –
терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика,
ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия,
это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и
пр.) с целью воздействия на организм человека. Литотерапия с успехом
применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной
педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с
тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы,
нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. В
настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции,
использующихся в коррекционно – образовательном процессе, все больше места
занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или
медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия (применение
камешков Марблс).
Камешки Марблс, универсальное пособие представляет собой
готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики
пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты,
что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии
разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок,
совершенствуется зрительно-моторная координация. В результате использования
данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию
представлений формируются знания о форме, величине, пространственном
расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем
способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
Игры с использованием камешков Марблс:
- стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук;
- увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии;
- улучшают результат коррекции речи;
- вариативны и удобны в применении.
Использование речевых игр с элементами литотерапии является
совершенно новой идеей в логопедии.
Цель проекта: развитие речи детей, через применение игр и упражнений с камешками
Марблс.
Задачи:
Образовательные:
- формирование познавательной активности у детей;
- формирование правильного захвата шарика кистью руки;
- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении
предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развитие коммуникативной функции речи
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, логики, мышления;
- формирование навыков звуко-буквенного анализа слов;
Воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до
конца;
- обучение игре в совместной деятельности, формирование
дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и
творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками Марблс.
Тип проекта: долгосрочный (7 месяцев).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель – логопед, родители (законные
представители) детей.
Время реализации проекта: с 1 сентября 2020 г. по 31 марта
2021 года.
Планируемый результат:
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи
воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности;
Реализация проекта проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы,
выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом
современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2. Выявление проблемы.
3. Разработка системы игр и упражнений с камешками Марблс.
4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме.
2 этап – основной (практический).
Задачи: апробирование системы игр и упражнений с камешками
Марблс.
Формы работы:
1. Проведение пальчиковой гимнастики с элементами
литотерапии в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на
песке).
2. Массажирование рук и пальцев камешками (сжимание камней в
кулачках, перекатывание по ладони, по руке).
3. Проведение игр и выполнение упражнений с камешками Марблс
с детьми.
Сроки Игры и упражнения
Сентябрь
1 неделя Упражнение «Знакомство». Задание: педагог обращает
внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. Выкладывать их
из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог
знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное;
цветом - красный, синий, зеленый.
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
2 неделя Игра «Археолог». Ребёнку предлагается сундучок,
наполненный горохом, (фасолью, рисом и т. п.) с закрытыми глазами он должен
выбрать камешки Марблс (сокровища пиратов).
3 неделя Игра «Муха в клетке». В центре квадрата из девяти
клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек
по квадратам. Усложнение: дается многоступенчатая инструкция, ребёнок «передвигает»
глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.
4 неделя Упражнение «Гласная или согласная? » Задание:
Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета
(гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания: произвести звукобуквенный
анализ слова.
Октябрь
1 неделя Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает
внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать
их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать
сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и
складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения
количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется
словом.
2 неделя Игра «Весёлый счёт».
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
3 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание:
Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета
(гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Произвести звукобуквенный анализ слова.
2. С какого звука начинается слово? Гласный он или
согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
3. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)
4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
4 неделя Игра «Волшебный мешочек». 1 вариант. Ребёнок
достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает
слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук,
красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
Ноябрь
1 неделя Игра «Волшебный мешочек». 2 вариант. Ребёнок
достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при
этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
- зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
- жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Перед детьми подносы с камешками разной формы,
величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
3 неделя Игра « Гусеничка - модница». Взрослый называет ряд
слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и
последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый
согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
4 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Перед детьми подносы с разными камешками. Детям
завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым
осязательно.
Декабрь
1 неделя Игра «Угости Петушка». Ребёнок передвигает Петушка
по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.
2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза.
Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба
начинают разбирать камешки - кто быстрее.
3 неделя Игра «Напиши слово». Ребёнку предлагается выполнить
звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.
4 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог
предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала
одной, затем другой рукой.
Январь
1 неделя Игра «Звуковая мозаика». Взрослый называет слова,
например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек
(зелёный, синий, выкладывая мозаику).
2 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог
предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала
одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что
это.
3 неделя Игра «Помощь идёт». Поможем Дюймовочке выбраться из
болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с
уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК.Например: мячик, столик, фантик и т. д.
4 неделя Упражнение «Тропинки».
Протянулся поясок
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок. (Тропинка)
Задание: Дети выкладывают ряды - "тропинки" разной
протяженности из камешков, соотносят протяженность с количеством камешков,
сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из
камешков по убывающей величине и по возрастающей.
Февраль
1 неделя Упражнение «Змейка». Задание: Педагог предлагает
выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без
промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя
один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5
камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
2 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог
предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой
нанесен рисунок.
3 неделя Упражнение «Цифра». Задание: Педагог уточняет
название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.
4 неделя Упражнение «Выложи по заданию».Задание: Педагог
предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой
нанесен рисунок.
Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец
на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Март
1 неделя Упражнение на развитие пространственной ориентации.
Задание:
- возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- возьми оранжевый камень и положи перед собой.
2 неделя Игра «Выложи букву». Задание: Педагог уточняет
название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
3 неделя Упражнение «Расскажи сказку». Детям дается задание
рассказать сказку о волшебстве камешков Марблс.
3 неделя Игры и упражнение по желанию детей.
4 неделя Игры и упражнение по желанию детей.
4. Использование методов литотерапии как на развивающих
занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми .
5. Проведение мастер-класса для воспитателей и родителей
(законных представителей) детей на тему «Камешки Марблс, как средство развития
речи детей дошкольного возраста».
6. Изготовление буклета для родителей «Литотерапия в работе
учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».
7. Изготовление картотек игр и комплексов упражнений с
камешками Марблс.
3 этап – заключительный
Задачи: презентация продукта деятельности.
Форма работы:
1. Подведение итогов проекта.
2. Оформление презентации проекта, показ презентации на
педсовете.
3. Практический материал по реализации проекта (картотеки).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2020
Дата обновления: 22.09.2020
Дата публикации: 09.09.2020