Слуховое восприятие эстетической традиции

10.12.2023

            В учебной работе предполагается большую  часть времени уделить слуховому анализу  исполнения произведений вокальной музыки разных эпох, наций и стилевых направлений. Естественно, что анализу подлежат только те явления вокального искусства, которые  зафиксированы разными способами звукозаписи: от механического до цифрового. Все существовавшие способы фиксации звука имели свои преимущества. Так, например, граммофон и патефон имели в отличие от современных средств воспроизведения звука регулятор скорости вращения диска, что позволяло понижать и повышать тональность воспроизведения, добиваясь наиболее естественного звучания голоса. Для грамотного анализа исполнения необходимо учитывать период времени, когда производилась запись и особенности технических средств.

            Важнейшим способом развития аналитической способности является сравнительный анализ. Но именно таким анализом крайне редко занимаются не только начинающие вокалисты, но и педагоги. Кажется кощунственным сравнивать пение одного великого певца с пением другого, столь же великого исполнителя. Обаяние голоса и исполнения таковы, что бывает трудно применить аналитический аппарат, тем более что музыка – искусство  временное и сложно анализировать арию или романс, продолжающиеся 3-4 минуты и более.

            Затрудняет анализ ещё два обстоятельства. Первое – смешанность в восприятии слушателя двух  разных процессов: голосообразования и пения. Очень часто в неквалифицированном восприятии хороший голос отождествляется с хорошим пением и наоборот, квалифицированный слушатель может высоко оценить исполнительское искусство певца с посредственными вокальными данными. Второе обстоятельство – отсутствие в научной и методической литературе аналитического аппарата, и алгоритма анализа, позволяющего дать оценку исполнению по каким-то критериям и показателям не предусматривающего использование каких-либо технических средств, кроме звуковоспроизведения.     

             В курсе рекомендуется анализировать фрагменты исполнения небольшой длительности. Но эти фрагменты должны звучать многократно в исполнении разных певцов одной эпохи в идентичной технике звукозаписи. Разумеется, что в ходе анализа сравниваться будут только однотипные голоса. В процессе анализа необходимо постоянно разводить понятия «голос» и «пение», анализируя их по разным критериям и разными системами показателей.


Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.12.2023

Дата обновления: 10.12.2023

Дата публикации: 10.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».