25.01.2024
Каждый
родитель мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в
будущем сумел занять достойное место в жизни общества. И помогают реализовать эти
мечты, конечно, игры.
Дети
воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту
или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни
взрослых. Можно сказать, что игра для ребенка - машина времени: она даёт ему
возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие
личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить
отношение детей ко всему, может сплотить детей и взрослых, включить в активную
деятельность детей спокойных и застенчивых, воспитать в игре сознательную
дисциплину.
Только
в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания,
активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также
нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него
формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел,
пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается
отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое
настроение.
Но
это вовсе не означает, что взрослым не следует вмешиваться в детскую игру.
Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает
его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей
наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Они
действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» и
не приставало. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как
с ними играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия,
которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно
развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а
уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать
новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает
интересные игры.
Раньше
такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье умение играть
передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно,
естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта связь детских поколений
прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей
– старшие дети погружены в учебу, у них свои интересы и занятия или в семье ребенок
один, двора и дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в
доме чаще - не дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр:
ни сил, ни времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело —
играть с ребенком! Пусть в детском саду играет!» —рассуждают некоторые. Вот и
получается, что игры дошкольников примитивны, однообразны и мало развивают их
нравственные, волевые и умственные качества. А ребенок то и дело слышит, что
надо быть честным, послушным, усидчивым и т. д. Но наивно было бы думать, что наш
повзрослевший дошкольник намеренно не хочет быть усидчивым и аккуратным и что
стоит убедить его, что это хорошо (ремнем, ласковым разговором или грозным
окриком) и как он сразу таковым станет. Да нет же! Он может обрести все эти
ценные качества только в процессе собственной деятельности и в своем личном
опыте. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным,
послушным, усидчивым и т. д. им нужно
прежде всего играть с ним.
Игру
можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в
которой взрослый одновременно является и организатором, и участником игры. В
каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и
регулируют действия ребенка. Они определенным образом ограничивают спонтанную,
импульсивную активность малыша, ситуативность его поведения. Правила игры как
раз и становятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия,
осознать и оценить их.
Действуя
по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта
произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле малыша,
поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Ребенок быстро
убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила
игры, сначала простые, а потом более сложные, малыш постепенно привыкает
следить за своим поведением, управлять им.
Особенно
важна роль игры в развитии волевых качеств у дошкольников, которые еще не могут
сами ставить перед собой конкретную цель и сознательно достигать ее. Если
правила поведения, декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми, то
правила игры просто и естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором
их деятельности.
Кроме
того, игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержат ряд
условий, облегчающих детям выполнение правил.
Во-первых,
они обычно связаны с движениями, т. е. имеют подвижный характер. Это
способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения
или невыполнения становятся для ребенка очевидными. Наглядность правил и их
простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле
черту и т. д.) дают возможность даже трехлетнему ребенку контролировать их
выполнение. Сначала малыш следит за поведением сверстников, потом начинает
контролировать свои действия.
Во-вторых,
легкому, естественному усвоению этих правил способствует также то, что игровые
действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность ребенка сверстникам и взрослому помогает быстро освоить требования игры. К тому же,
чувствуя поддержку ее участников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их
глазами, что конечно же делает его поведение осмысленным.
И
наконец, в-третьих, игры имеют сюжетно-образный характер, где движения служат
средством выполнения игровой роли.
И
так, игра развивает, воспитывает, доставляет ребенку много положительных
эмоций, и конечно ребенок очень любит, когда с ним играют взрослые. А взрослые,
играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и огромную радость.
Играйте
со своими детьми, и они и вы в этом очень нуждаетесь. Потому что с помощью игры
родители и дети становитесь ближе друг к другу, в игре вы начинаете больше
узнавать друг о друге, в игре вы можете повлиять на душевное состояние и
поведение вашего ребёнка.
Удачи Вам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.02.2024
Дата обновления: 05.02.2024
Дата публикации: 25.01.2024