18.02.2024
Заикание чаще
всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент
становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при
движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает
коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены
на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно
говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи
дыхание. Теперь выдыхай и говори медленно, плавно, спокойно».
Практический опыт психокоррекционной
работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее
большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими
заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося
ребенка связан, прежде всего, с коррекцией
нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают
коммуникативная сфера, расширение
социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в
совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения
физических и душевных недугов, а также,
заикания. Поэтому, пение - работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом,
дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не
только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует
личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению,
человек получает снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что
речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней
- получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.
Используются
четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание:
музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни,
самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных
используются и такие формы, как логоритмика, игротерапия. Безусловно, это
специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств
личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны
с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на
музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.
Музыкальные занятия с проблемами заикания проводятся три раза в неделю.
На каждом занятии воспитывается желание услышать, понять, сделать. В работе
используются разные виды занятий:
·
традиционное,
где решаются задачи с использованием разных видов музыкальной деятельности;
·
оминантное - на протяжении всего занятия
ведется работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;
·
тематическое
- все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной
теме, например теме «Зима»;
·
комплексное
- где одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности:
музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного
труда.
Положительный
результат в исправлении заикания у детей полностью зависит от богатства и
разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях. Методы
обучения и воспитания заикающихся детей применяются в соответствии с их
индивидуальными и возрастными особенностями.
Положительная
мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами,
как:
-показ готового
образца (исполнение песни);
-использование
занимательных вокально-хоровых, артикуляционных упражнений;
-применение
игровых ситуаций;
-создание
«ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний, -метод приучения, поощрения, убеждения;
-использование
специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной
деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий,
элементов театральных костюмов, различных атрибутов), ТСО;
-наблюдение
культурно-досуговых мероприятий и участие в них.
Создание ситуаций
успеха особенно важно в работе с заикающимися детьми, т.к. ощущение успеха
рождается, когда ребенок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает
робость, неуверенность, страх, затруднение, пассивность, прикладывая к этому
усилия.
В начале обучения
дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение
правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух,
память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности.
Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в
комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно
связаны между собой.
Прежде чем
научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому
дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется
большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании.
Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать
ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы
дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются
ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание
задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем,
чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности
вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям
перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку»,
«задуть свечу».
Постепенно дети
овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать
дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании
музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняли и
показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать
его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального
произведения.
Первоначально
детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно
протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перейти к упражнениям на
развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии
песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А,
О, У, И, Э. Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие
затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание
с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним,
сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень
удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и
над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при
самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые
упражнения детям нравится, они в простой мере закрепляют навыки правильного
дыхания.
Работая над
дикцией, разъясняли смысловое значение слов. Проговаривали слова, хорошо
артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах,
начиная с очень медленного. Пели с голоса a’capella. Это позволяло детям
следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить
мелодию песни. Играли в игру «Угадай-ка?» - детям нравится отгадывать слова или
фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот
прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению
слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже
научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В
работу включали дидактические задания на развитие музыкально-слуховых
представлений.
Не меньшее
значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие
ритмических навыков. Отхлопывали, отстукивали, притопывали ритмический рисунок
слов, фраз, попевок, вступлений к песням, в проигрышах песен. Использовали
деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учили детей
выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки,
включая двигательный анализатор.
У заикающихся
детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая
координация движений. С целью коррекции этих нарушений использовали игры с
пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые,
хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической
основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом,
соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность
движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений
положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное
поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно
торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени
и в пространстве.
И еще на один
прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагали детям
слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет
хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное
сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и
более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.
Итогом проделанной работы в
детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся
детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается,
заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и
со взрослыми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2024
Дата обновления: 25.02.2024
Дата публикации: 18.02.2024