Самооценка детей дошкольного возраста

06.11.2020

Развитие самооценки у детей дошкольного возраста проходит 3 этапа

1 этап – от рождения до 18 месяцев. 

 В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет. 

У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.Хочу такой сайт

3 этап – от 4 до 7 лет. 

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.

 

Особенности самооценки детей

Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям .

В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.

В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.

 

Уровни самооценки

Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности. Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. 

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.

Диагностика самооценки ребенкаХочу такой сайт

Методики исследования самооценки ребенка.

- Методика В.Щур под названием "Лесенка" дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой.

Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые "хорошие дети", а на 7-й соответственно – "самые плохие".

- Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: "Укажи, где находишься ты. Поставь букву "Я" в нужном кружке". 

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего "Я-образа", осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый-второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

Способы повышения самооценки у детей

- Найдите для ребенка «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т.д.

- Если увлечений нет, можно сделать сундук достижений. В течение дня нужно записывать все хорошие дела, которые сделал ребенок и складывать записки в сундук. Периодически сундук открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.

- Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Давать возможность самому выбрать одежду, в которой идти на прогулку или в детский сад или же выбрать, что он будет кушать на завтрак. Это положительно скажется на самооценке ребенка, при условии (!), что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.

- Чаще напоминайте, что любите своего ребенка. Это важно для детей.

- Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, указывая на успехи чужих, и в то же время на недостатки своего ребенка. Помните - ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи.

Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой — ревностью, которая порождает ненависть и конфликты.

-  Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойного мальчика или девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2020

Дата обновления: 08.11.2020

Дата публикации: 06.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».