19.03.2024
Формирование умений детей дошкольного возраста составлять описательные
рассказы – очень важный аспект их развития. Процесс формирования у детей умения
описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из
приемов, которые значительно облегчают ребенку при составление описательного
рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают
задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может
строить по ним свой рассказ.
Так, в качестве универсального
вспомогательного средства при изучении новой темы для моделирования
дошкольниками описательного рассказа использую графические планы – схемы,
которые разработаны автором логопедом Ткаченко Т.А.
Особенности составления описательного рассказа
• Описательный рассказ не имеет сюжета ;
• В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;
• Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
• Описательный рассказ труднее для составления.
Структура описательного рассказа: -
название предмета или явления -
характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) -
внешний вид (форма, цвет, размер, материал) -
назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) -
какую пользу приносит. Этапы работы по формированию у детей умения составления
описательного рассказа с использованием опорных схем •
Первый этап работы - необходимо продемонстрировать детям схему по определённой
лексической теме и объяснить содержание условных обозначений. •
На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по
определённой лексической теме. •
Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа
по опорной схеме. Последовательность в работе по обучению составления описательного рассказа:
•
Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки,
басни, стихи, рассказы). •
Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов,
родственных слов). •
Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений). •
Фонетический контроль. •
Совершенствование диалогической речи. •
Обучение составлению плана, его запоминание. •
Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание. •
Использование зрительных опор – схем. На этой неделе, мы с детьми продолжали
учиться составлять описательные рассказы по теме: «Профессии».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2024
Дата обновления: 24.03.2024
Дата публикации: 19.03.2024