Деструктивное влияние стилей воспитания на развитие детей

08.11.2020

Деструктивное влияние различных типов родительского отношения на развитие личности ребёнка

1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребёнка. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности.

2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношение как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребёнка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

4. Эмоциональное отвержение, при котором, ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.

5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребёнка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребёнка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребёнка, а ребёнок боится их разочаровать.

Особого внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений «опека», характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.

Авторитарный (диктат) тип отношений в семье тоже откладывает отпечаток на развитие личности ребёнка: большинство опрошенных подростков отличаются неадекватно заниженной самооценкой. Сломленное родителями сопротивление детей, ломает многие ценные качества личности: самостоятельность, инициативность, веру в себя, чувство собственного достоинства. Многие не ждут положительного отношения, одобрения и поддержки со стороны окружающих, они не интересны самим себе, что приводит к непринятию себя и своих качеств.Хочу такой сайт

Невмешательство родителей (гипоопека), отсутствие должного контроля за ребёнком. Когда воспитание детей пускается на самотёк, то это способствует развитию в ребёнке эмоциональной отчуждённости, в том числе и от родителей.

Неустойчивый тип родительского отношения к детям содействует формированию таких черт характера у ребёнка, как упрямство, неуверенность в себе, тревожность, неустойчивая самооценка, и неустойчивый уровень притязаний. Родители воспринимают своего ребёнка как собственность, что приводит у него к появлению чувства “малоценности”.

Родители пользуются множеством приёмов воспитания в зависимости от ситуации, от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и постепенно, но упорно внушают ему определённые ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Родительская теплота же указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит своё выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2020

Дата обновления: 08.11.2020

Дата публикации: 08.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».