08.11.2020
Деструктивное влияние
различных типов родительского отношения на развитие личности ребёнка
1. Гипопротекция,
характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора.
Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты
физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и
забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребёнка.
Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за
неудовлетворённости потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая
гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и
заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и
ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это
приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению
постоять за себя.
3. Потворствующая
гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношение как
«симбиоз». Родители стремятся освободить ребёнка от малейших трудностей,
потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его
минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат
такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к
лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное
отвержение, при котором, ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются.
Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим
и пр.) считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто
встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать
реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль
воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
5. Жестокие
взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают
зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком
стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
6. Повышенная моральная
ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребёнка требуют
честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту.
Игнорируя интересы и возможности ребёнка, возлагают на него ответственность за
благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители
надеются на особое будущее своего ребёнка, а ребёнок боится их разочаровать.
Особого внимания
заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь,
по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов,
касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений
«опека», характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны,
к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к
формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной
защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.
Авторитарный (диктат) тип
отношений в семье тоже откладывает отпечаток на развитие личности ребёнка:
большинство опрошенных подростков отличаются неадекватно заниженной
самооценкой. Сломленное родителями сопротивление детей, ломает многие ценные
качества личности: самостоятельность, инициативность, веру в себя, чувство
собственного достоинства. Многие не ждут положительного отношения, одобрения и
поддержки со стороны окружающих, они не интересны самим себе, что приводит к
непринятию себя и своих качеств.
Невмешательство
родителей (гипоопека), отсутствие должного контроля за ребёнком. Когда
воспитание детей пускается на самотёк, то это способствует развитию в ребёнке
эмоциональной отчуждённости, в том числе и от родителей.
Неустойчивый тип
родительского отношения к детям содействует формированию таких черт характера у
ребёнка, как упрямство, неуверенность в себе, тревожность, неустойчивая
самооценка, и неустойчивый уровень притязаний. Родители воспринимают своего
ребёнка как собственность, что приводит у него к появлению чувства “малоценности”.
Родители пользуются
множеством приёмов воспитания в зависимости от ситуации, от самого ребёнка, от
его поведения в данный момент и культуры, к которой они принадлежат.
Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и постепенно, но упорно
внушают ему определённые ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь
при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в
себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень
контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль
имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций.
Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка
следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения
правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В
противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не
характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и
налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.
Родительская теплота же
указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение.
Душевная теплота родителей находит своё выражение в том, что они часто
улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше
критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие
родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы
детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.11.2020
Дата обновления: 08.11.2020
Дата публикации: 08.11.2020