22.04.2024
«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО
ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».
Мы родились и живем во времена больших перемен, когда
над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты
нравственных ориентиров: рушатся традиции. Забываются обычаи, рвутся нити,
связывающее старшее и младшее поколение. Сейчас очень актуально проблема
воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании
национальных достижений.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет
воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без
личности – нет народа как исторической личности».
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является
формирование у детей общего представления о культуре русского народа, его
богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь
мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в
дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную
землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и
мудрость народную. Воспитать чувства национального патриотизма, гордости за
свою страну.
Традиция обхватывать объекты социального наследия: материальные и духовные
ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции
выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи,
обычаи, обряды праздники и т.д. Народные традиции, передаваемые из поколения в
поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Слово
«традиция» - означает исторические, сложившиеся и передаваемые из поколения в
поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К
средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся
народное творчество, декоративно – прикладное искусство, в том числе различные
жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Национальные праздники
способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта
старших поколений, так и превращение его в руководство практической
деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды
передавался значительный объем знаний. Большую любовь в народе пользовались
следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей, не было
каких – то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную
атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный
круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все
краски народной жизни. Праздники, народные ремесла – помогает нам построить
свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая,
осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год
– зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето- с хороводами и
песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг
жизни.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Народные игры
являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался
образ жизни людей, их быт, труд, устои. Представление о чести, смелости,
мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Быстрыми, красиво
двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций,
обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В
народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа,
своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Игра – удивительно
разнообразная и богатая сфера деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь,
играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»
Одним из средств передачи традиции являются песня, сопровождающая человека всю
его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. Поэтому
народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные,
детские, молодежные и т.д. По признаку содержания: обрядовые, лирические,
героические, эпические, сатирические и т. д. По признаку принадлежности к
различным видам деятельности:
Хороводные.
Песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т.
д.
Воспитательное значение игр и песен трудно переоценить, вот почему педагог
должен уметь использовать в учебно - воспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они
формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них
отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках
показан многогранными противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть
выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные
сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.
Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение,
Слушая сказочные истории. Дети связывают их со своей жизнью, стремятся
воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами,
черпают в них надежду. Разыгрывание и инсценирование народных сказок помогает
детям примерить на себя как положительные, так и отрицательные роли. Сказки
дают ребенку поддержку. Которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа, должно обязательно включаться в праздники и развлечения
ДОУ и входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам
потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до
велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои
чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут, и
предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом
жанре фольклора жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и
поговорках. Они пронизаны чувством и глубочайшей любви, и преданности Родине. В
пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания
в труде, приветы, осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится
духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших
основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно
богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В
образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых
было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не
бывать дружбе» -эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно
относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное
значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании
подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость:
«Без большого корня древа не бывает».
В образовании традиций входят и обряды.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до
смерти. Организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для
всего общества, они духовно сплачивали народ.
С древних времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки – люби и отдарки»,
напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической
силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.
Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки
– фигурки из теста, их полагается тут же съесть - на счастье. Поскольку этот
праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые
близкие, то можно подарить немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.
Традиция
жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одни х детей будет
просто концертом, а для других прикоснувшихся к культуре своих предков –
естественной частичкой бытия.
Таким образом, народные традиции народов включили в себя укорененные в
национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную
веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на
земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень
важно ценить и понимать других людей.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни
было материальными благами, если полностью утеряны все традиции, может встать
под сомнение само чувствование народа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2024
Дата обновления: 22.04.2024
Дата публикации: 22.04.2024