«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».

22.04.2024

«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ  КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».

 

 

   Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции. Забываются обычаи, рвутся нити, связывающее старшее и младшее поколение. Сейчас очень актуально проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

   «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности».

   Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, его богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувства национального патриотизма, гордости за свою страну.

   Традиция обхватывать объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды праздники и т.д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Слово «традиция» - означает исторические, сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

   

 К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно – прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

   К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большую любовь в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей, не было каких – то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

   Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека  на земле, вобрав в себя все краски народной жизни. Праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето- с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои. Представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

   В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

   Одним из средств передачи традиции являются песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т.д. По признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д. По признаку принадлежности к различным видам деятельности:

Хороводные. Песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.

   Воспитательное значение игр и песен трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать в учебно - воспитательном процессе.

   Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранными противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение, Слушая сказочные истории. Дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Разыгрывание и инсценирование народных сказок помогает детям примерить на себя как положительные, так и отрицательные роли. Сказки дают ребенку поддержку. Которая будет нужна ему на всем жизненном пути.Хочу такой сайт

   Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно включаться в праздники и развлечения ДОУ и входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

   Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут, и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством и глубочайшей любви, и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

   Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» -эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

   В образовании традиций входят и обряды.

   Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти. Организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

    С древних времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки – люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

   Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть - на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

 Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одни х детей будет просто концертом, а для других  прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

   Таким образом, народные традиции народов включили в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.

   Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

   Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами, если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.04.2024

Дата обновления: 22.04.2024

Дата публикации: 22.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».