22.04.2024
Баян — узнаваемый русский музыкальный инструмент, чьё необычное устройство
и звучание привлекает специалистов и музыкантов по всему миру. Эта удивительная
и самобытная разновидность гармони прочно ассоциируется с русской народной
музыкой, найдя свое воплощение во множестве мировых кинолент.
Баян
появился благодаря конструктору Петру Егоровичу Стерлигову. Инструмент выделяет
среди любых других гармоней его строение: мелодическая клавиатура у баяна
находится справа, а басы и аккорды — слева. Стерлигов модернизировал
существующую гармонь и создал совершенно новый, непохожий ни на что музыкальный
инструмент.
Широкое
распространение баян получил в XX веке. По всей России начали появляться
ансамбли, а любители музыки старались заполучить себе этот диковинный
инструмент. Первое производство наладили в Туле, затем новые веяния подхватили
в Москве и Петербурге.
Сегодня
баян является важной частью русской народной музыки в масштабах планеты. Наши
оркестры выступают на международных фестивалях и покоряют публику по всему миру
неповторимым звучанием этого инструмента.
История происхождения баянааян.
Баян
в своём классическом понимании является относительно новым инструментом, чьё
появление связывают с XIX веком. Часто инструмент путают с гармонью, есть
мнение, что баян – всего лишь её разновидность, что является ошибочным
суждением.
Баян
— самостоятельный музыкальный инструмент, появившийся благодаря выдающимся
конструкторским способностям русского мастера Петра Егоровича Стерлигова. В
конце XIX века он изучал гармоники различных видов, детально разбирал их
строение. Это помогло ему в дальнейших конструкторских опытах. Стерлигов мог
самостоятельно собрать инструмент, выполнить все столярные работы и финально
настроить гармонику. Это помогло ему в дальнейших конструкторских опытах.
Параллельно с этим Пётр Егорович выполнял работу по починке инструментов на
заказ. Во время одного из таких заказов и родился баян. Позже Пётр Егорович
открыл собственный магазин, где чинил музыкальные инструменты и изготавливал
гармоники.
После
этого мастерская Стерлигова начала расти, заказы увеличивались, а спрос на
новые гармоники имел огромный успех. Поначалу баян не имел своего современного
названия, отсюда и родился миф, что он – всего лишь разновидность гармони.
В
1907 году Пётр Егорович получил очередной заказ от Якова Фёдоровича
Орланского-Титаренко. Для него мастер создал совершенно новый инструмент, ранее
не существовавший. Справа располагалась четырёхрядная клавиатура, систему
которой Стерлигов придумал самостоятельно, а на левой – аккорды и басы.
ИНТЕРЕСНЫЙ
ФАКТ
Наиболее известным баянистом был Яков Фёдорович Орланский-Титаренко. Помимо
исполнительского искусства он занимался преподаванием и конструированием
баянов. Совместно со Стерлиговым впервые в мире ввёл понятие баяна.
Великорусский оркестр Андреева,
который интересовался новым инструментом баяном.
В
1913 году Стерлигов изобрёл первый в своём роде пятирядный баян. Эта модель
популярна и по сей день. Русского мастера на протяжении всей его работы
отличало умение и желание совершенствовать каждую модель инструмента.
После
изобретения баяна музыкальный инструмент моментально получил широкое
распространение, он стал символом русской народной музыки и воспринимался
публикой как ноу-хау своего времени. Популяризатором баяна стал Орланский-Титаренко
с сыном, причём первые свои выступления они устраивали как уличные музыканты.
Со временем баяны стали использовать на всевозможных торжествах и праздниках. В
Москве и Петербурге шла активная концертная деятельность.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Красивое звучание русского баяна привлекало многих людей, оно нравилось
публике и профессиональным музыкантам. Однажды известный музыкант, создатель
первого в России оркестра русских народных инструментов и популяризатор русской
музыки за рубежом Василий Андреев заинтересовался этим новым инструментом. Его
настолько восхитил баян, что он даже предложил включить этот инструмент в свой
Великорусский оркестр.
После
Первой Мировой войны баян получил новое развитие, в том числе за пределами двух
столиц. В Туле возродили Общество гармонистов, стали вновь организовывать
всевозможные ансамбли и оркестры. Активную деятельность тогда вёл Михаил
Хегстрем, который старался показать баян как можно большему количеству
слушателей. Пик уникального музыкального инструмента пришёлся на 1920-е годы.
Основанный Бановичем Первый симфонический оркестр гармонистов произвёл
настоящий фурор, его концертная деятельность широко освещалась в печатной
прессе, а залы были переполнены. Оркестр активно гастролировал по городам
России.
Мировое распространение баяна
Баян
сумел покорить публику своими разносторонними возможностями. На этом
музыкальном инструменте исполняли не только весёлые песни и народные
композиции. В репертуаре часто можно было встретить классические произведения,
вальсы, сюиты, оперы, увертюры. Оркестр Бановича исполнял симфонии Чайковского,
музыку Бетховена, оперу Россини.
Сегодня
баян вновь переживает возрождение и набирает популярность в различных странах
мира. Наших артистов и виртуозов-баянистов приглашают с выступлениями в страны
Европы, в некоторых из них даже есть производство этих музыкальных
инструментов. Например, в Италии современный музыкант Сергей Войтенко открыл
такую фабрику.
Баян
вошёл в историю мировой музыки как пример уникального самостоятельного
инструмента. Он привнёс в индустрию новые черты, стал узнаваемым российским
символом, который ценят профессионалы и с восторгом воспринимает публика!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2024
Дата обновления: 22.04.2024
Дата публикации: 22.04.2024