20.05.2024
Четыре уровня развития
Готовность ребенка к школе можно условно разделить на
четыре компонента:
·
социальную
·
психологическую
·
интеллектуальную
·
физическую
Социальная готовность
Ее также называют личностная готовность.
Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и
взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность
подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то
непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот
навык у детей минимум за год до поступления в школу.
Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы
посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все
зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного
вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только
в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым
уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и
общается с окружающими, активно познает мир.
О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция
будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал,
модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и
любознательность.
Психологическая готовность
Психологическая готовность – это степень
развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память,
произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории
также относят развитие гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать
свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической
готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так,
нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической
устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой
ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для
адаптации к новой среде.
Интеллектуальная или специальная
готовность
Интеллектуальная готовность касается
навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий.
Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за
контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее,
чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить
причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок
интеллектуально подготовлен к школе.
Физическая готовность
Зачастую при поступлении ребенка в школу
упор делается на интеллектуальную готовность. При тестировании во многих
общеобразовательных учреждениях до сих пор просят прочитать отрывок из
популярного детского рассказа и используют другие приемы для оценки уровня
развития и широты кругозора. Мало где проверяют умение прыгать, стоять с
закрытыми глазами на одной ноге, останавливаться по сигналу.
К элементам физической готовности также относится развитие пространственной и
зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую
позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и
подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).
Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня
нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок
продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на
определенных заданиях.
Как подготовить ребенка к школе
Чтобы ребенок полностью адаптировался к школьной среде
и не чувствовал стресса во время обучения, начать подготовку лучше за один-два
года до желаемого времени поступления. Задача – развить до необходимого уровня
каждый из четырех компонентов с помощью соответствующих методик:
1. Физическая готовность и нейродинамическая регуляция
Развитие физических навыков лучше всего идет во время активных игр, бега, выполнения
простых упражнений на координацию. Большую роль на этапе физического
формирования играют спортивные секции для дошкольников: гимнастика, плавание,
танцы, легкая атлетика. Многим детям дошкольного возраста удается освоить более
сложные виды спорта: большой теннис, фигурные и роликовые коньки. Необходимо
следить за тем, как малыш справляется с разными видами активности, спортивным
инвентарем и другими предметами и в зависимости от этого подбирать для него
подходящие игры.
2.Социальная готовность
Данный аспект во многом определяется атмосферой в семье и тем, как ближайшее
окружение ребенка выстраивает коммуникацию. У общительных и открытых родителей,
выполняющих роль гидов для ребенка, как правило, дети раньше оказываются
подготовленными к общению с учителями и одноклассниками. Напряженная атмосфера
дома и недостаток общения, наоборот, приводят к замкнутости и асоциальному
поведению у детей. Кроме этого, на формирование социальной готовности к школе
влияет обстановка в детском саду, секциях, во дворе.
3. Психологическая готовность
Для развития этой области родителям необходимо заинтересовывать ребенка
творческими занятиями, мотивировать его изучать новое, объяснять, как устроены
объекты, механизмы и природные явления. Следите за тем, насколько хорошо у
ребенка работает воображение: предложите ему нарисовать или слепить из
пластилина героев из его любимых мультфильмов, объясняйте ему смысл сказок и
вместе с ним рассуждайте на различные темы. Так ребенок быстрее научится
анализу и концентрации, а также разовьет речевые навыки и мелкую моторику.
4. Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность подразумевает умение задавать и отвечать на
вопросы, пересказывать своими словами сюжет произведений, логически мыслить,
иметь широкий круг знаний. Научить этому ребенка помогут развивающие игры,
простые задачи для дошкольников, а также увлекательные опыты и эксперименты.
Кстати, на игры и опыты делают ставку педагоги большинства онлайн-школ и
обучающих программ для самых маленьких.
Для полноценной подготовки ребенка к школе также важно обращать внимания на его
личностные качества, индивидуальные особенности, склонности и сильные стороны.
Это позволит не только выбрать подходящую модель подготовки, но и найти школу с
определенным уклоном для развития талантов дошкольника.
Проверка готовности ребенка к школе:
Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять,
насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении.
Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:
·
во время активных игр уметь совершать
точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
·
быстро и без затруднений собрать мелкие и
крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
·
прыгать на одной и двух ногах;
·
хорошо ориентироваться в пространстве,
знать, где право и лево, верх и низ;
·
в течение 15-20 минут концентрироваться на
одном деле, требующем терпения и выдержки;
·
понимать рисунки, простые схемы и
объяснять, что он на них видит;
·
давать оценку событиям, историям и
сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
·
представлять в уме;
·
пересказывать истории и рассказы;
·
рисовать как простые объекты (дерево,
солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии,
закрашивать рисунки, не выходя за контур;
·
лепить из пластилина и других материалов;
·
владеть ножницами, вырезать разные
геометрические фигуры из бумаги;
·
запоминать события и фразы, места
нахождения разных вещей;
·
слышать ритм и уметь его повторить;
·
считать до десяти;
·
уметь налаживать контакт с другими детьми
и вежливо обращаться с окружающими;
·
самостоятельно себя обслуживать: надевать
куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры,
аккуратно есть и помогать по дому;
·
понимать смысл действий взрослых людей в
общественных местах;
·
уметь просить о помощи;
·
знать свои ФИО, адрес проживания, дату
рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей
и фруктов, видов транспорта.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2024
Дата обновления: 22.05.2024
Дата публикации: 20.05.2024