21.06.2024
Труба (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete,англ. trumpe) — медный духовой
музыкальный инструмент.
С древнейших времён натуральная труба использовалась в
качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в
состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный
хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным
инструментом классической музыки. Обладает ярким, блестящим
тембром, используется как сольный инструмент
или в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и
других жанрах. Труба используется в разных музыкальных традициях, в том числе и
русской.
Играющий на трубе называется
трубачом. В гвардии и армии Российской империи (кавалерии и артиллерии) существовал нижний чин «Трубач», это был военнослужащий,
подающий сигналы. Аналогичную функцию в пехоте выполнял горнист (от слова горн).
Труба — один из
древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах
подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы
существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как
сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть
до XVII века. В античности существовала технология изготовления
инструмента из одного цельного листа металла.
В Средневековье трубачи были обязательными
членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ
командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на
трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное
время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных
городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии
высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль
своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Труба эпохи барокко
(реконструкция)
На рубеже Средневековья и
Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к
этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать
партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством
«кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с
помощью передувания). Период барокко можно с полным
правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и
романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы,
неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах
употребляются лишь для исполнения
основных ступеней звукоряда.
Механизм вентилей,
изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время
не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были
интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых
с этого времени всё чаще стал поручаться корнету —
родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными
техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными
инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции
инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет
проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время
оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда
используется и оригинальный инструмент.
В наше время труба широко
используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а
также в джазе, фанке, ска и
других жанрах.
Среди выдающихся сольных
трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Клиффорд Браун, Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Фредди Хаббард, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт, Артуро Сандоваль.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.06.2024
Дата обновления: 21.06.2024
Дата публикации: 21.06.2024