Публикация статьи арт- талант "Особенности развитие словесно- логическое мышления у детей дошкольного возраста".

05.09.2024

Воспитатель: Гаврилова Валентина Степановна

МБДОУ №96 «Калинка», г. Улан- Удэ.

Дата: 04.09 2024 г.

«Особенности развитие словесно- логическое мышления у детей дошкольного возраста».

Особенности развития словесно- логического мышления у детей дошкольного возраста.

   Многие психолого-педагогические исследования доказали, что мышление складывается и развивается на протяжении всего детства под влиянием условий проживания и воспитания. Когда ребенок рождается, он не обладает мышлением. Познание начинается с ощущения и восприятия предметов окружающей обстановки, образы которых затем хранятся в памяти. Это познание происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе практических действий, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями окружающих его предметов и уточнить собственные представления об этих предметах. Уже в первые месяцы жизни ребенка должно происходить формирование элементарной культуры мышления, которое связано с овладением речи, расширением кругозора, освоением ходьбы, усовершенствованием движений.

    Мышление является результатом развития познавательной деятельности. Оно возникает с того момента, когда ребенок может установить некоторые простейшие связи между явлениями действительности и правильно действовать в соответствии с ними. Это первичное мышление, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними.

Когда ребенок начинает осваивать речь, в его умственной деятельности происходят существенные изменения. Благодаря общению ребенок переходит на более высокую степень отражения действительности.

Основным видом мышления в дошкольном возрасте является предметно-образное, которое опирается на восприятие или представление предметов.

Это означает, что ребенок может решать некоторые задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и «в уме», опираясь на образные представления. Дошкольник приобретает способность мысленно преобразовывать образы, строить модели, представлять конечный результат деятельности, планировать заранее свои действия.

На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ребенка интересует, как предмет выглядит, но больше внимания уделяется тому, из каких частей состоят предметы.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) появляются зачатки словесно-логического мышления в элементарной исследовательской деятельности, которая проводится детьми по собственной инициативе с целью познания окружающего мира (опыты и эксперименты с природными объектами, самостоятельные выводы и умозаключения). Формируется способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации.

     Таким образом, у младших дошкольников в определенных условиях возникают простые формы логически правильных суждений и обобщений. Для их возникновения нужна такая организация деятельности детей, которая обеспечила бы им реальное знакомство с теми связями и отношениями, которые должны стать предметом детских рассуждений. При таких условиях дошкольники постепенно учатся самостоятельно мыслить, согласовывать свои суждения между собой и с действительностью

Уже в четыре года ребенок достигает стадии формальных логических операций, после чего его мышление становится похожим на мышление взрослого человека. Ребенок старшего дошкольного возраста прибегает к наглядно- действенному мышлению тогда, когда перед ним возникает задание, для выполнения которого ему не хватает опыта и знаний. В других случаях начинают доминировать действия с образами.

     Дошкольники 6 лет начинают работать уже с символами. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов, замены предметов словами, числами, схемами и др. Умение оперировать символами называют логическим мышлением. Оно формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией мышления. Следовательно, основания развития логического мышления закладывается уже в дошкольном возрасте. В 5 лет ребенок может овладевать на простом уровне операциями логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотношение и др. На протяжении дошкольного возраста закладывается фундамент интеллекта. Начинается развиваться и понятийное мышление. Также в дошкольном возрасте впервые у ребенка начинают проявляться познавательные задачи, связанные с вопросами: почему? Задавая такой вопрос, ребенок пытается решить определенную познавательную задачу, а решение любой познавательной задачи предусматривает специальную организацию деятельности ребенка, направленную не только на процесс решения задачи, но и на интеллектуальное и психологическое развитие в целом. Развитие высших психических функций – мышления, памяти, эмоций, воображения – происходит благодаря интенсивному развитию мозга ребенка. Ребенок в шестилетнем возрасте способен полностью управлять своей памятью, хотя на этом этапе все еще преобладает механическое запоминание.

     Умственная деятельность детей осуществляется с помощью таких операций, как: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация и дифференциация. В настоящее время существует огромное количество разнообразных средств и методов развития словесно-логического мышления дошкольников. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников осуществляется более успешно, если использовать в работе с детьми различные виды дидактических игр, соблюдать последовательность в обучении дошкольников способам действий, в процессе использования дидактической игры предоставлять детям самостоятельность, побуждать их к творческой активности, а также знакомить родителей с методами и приемами обучение детей дидактической игре в условиях семьи.

   Таким образом, мышление возникает и развивается совместно с практической деятельностью ребенка на основе чувственного познания. Мышление заключается в отражении с помощью абстракций сущности предметов и процессов, происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов сознания человека, ее абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью.

    Организуя образовательно-воспитательный процесс, нужно учитывать, что дети больше заинтересовываются и меньше утомляются на занятиях с игровыми сюжетами, с использованием логических игр (ребусы, кроссворды, лабиринты, анаграммы и т.д.), логических упражнений.

Для того, чтобы успешно развивать мышление детей, необходимо правильно понимать характер их развития. В современной психологии считается, что умственное развитие характеризуется единством содержания, операций и мотивов познавательной деятельности. Эти три аспекта взаимосвязаны, но каждый требует специального внимания к себе в педагогическом управлении ими.

  Мышление может развиваться на основе приобретения знаний в разных сферах жизни. В процессе обучения ребенок усваивает понятия о предметах и явлениях объективной действительности. Дети должны анализировать предметы или явления, выделять и абстрагировать в них существенные свойства и связи, обобщать их, то есть успешное усвоение понятий возможно только при условии активной умственной деятельности.

Развитие мышления происходит в связи с развитием познавательного интереса ребенка к явлениям природы и общественной жизни, который проявляется в любознательности, в стремлении всесторонне их познать.

Познавательные интересы становятся одним из важнейших мотивов, или стимулов, активно получать новые знания, искать в них ответы на вопросы, которые всегда возникают в процессе обучения.

Важным средством поддержания интереса является умение педагога во время изложения нового материала удивить детей новыми фактами, пробудить в них желание узнать новое, еще им не известное.

Научить старшего дошкольника рассуждать становится одной из важных педагогических задач, которые предстоит решать в контексте личностного развития ребенка в целом. Ведь, старший дошкольный возраст - это возраст, когда зарождается словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме». Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что ребенок выделяет, абстрагирует более или менее характерные признаки предметов, разделяет предметы на определенные категории, классифицирует, идентифицирует. В рамках приобретенного опыта дети доказывают правильные суждения об окружающем мире и явлениях, объединяют, сопоставляют их между собой, переходят от общего к частному, делают выводы, замечают противоречия в своих суждениях.

Дети больше заинтересовываются и меньше устают на занятиях с игровыми сюжетами, с использованием логических игр (ребусы, кроссворды, чайнворды, лабиринты, анаграммы и т.д.), логических упражнений. Поэтому целью работы воспитателя должно быть создание условий и игровых ситуаций как средства воздействия на развитие логики ребенка в старшем дошкольном возрасте через сферы жизнедеятельности. Воспитатель должен научить детей обследовать предметы, формировать потребность в познавательной активности, вносить личный вклад в познание нового, расширять кругозор, память, обогащать языковой и математический словарь, уметь обосновывать свою точку зрения, анализировать и принимать правильное решение, формировать нравственные качества, воспитывать культуру познавательно-игровой и практической деятельности.

 Особого внимания требует организация дидактических игр с детьми. Их проводят ежедневно, независимо от видов запланированных учебных занятий. Игры разбиваются по сериям, в зависимости от их содержания, педагогических задач, цели обучения и развития ребенка.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, в которых протекает деятельность дошкольников. Как показывает опыт практической работы, развитию мышления способствует прогресс ребенка в освоении речи, расширение жизненного опыта.

Заинтересованность считается самым элементарным мышлением, которая при определенных ситуациях овладевает детьми, но при изменении ситуации быстро исчезает. Это состояние развития мышления связано с новизной предмета, который может и не иметь особого значения для человека. Любознательность характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, расширить свои знания, получить ответы на вопросы, возникающие во время обучения. На этом этапе для детей характерны эмоции удивления, чувство радости открытия. Они сами стремятся ответить на вопрос «Почему?», расширить свои знания.

Познавательное мышление - это высший этап умственного развития старших дошкольников. Такое мышление связано с попыткой ребенка самостоятельно решить проблемный вопрос. В центре внимания - проблема, а не готовые знания. При этом дети ищут причину, пытаются проникнуть в суть предмета, самостоятельно установить закономерность, раскрыть причинно- следственные связи. Ребенок напрягает мысль, волевые усилия, проявляет эмоции.

Предметно-развивающая среда развивает самостоятельность дошкольников и способствует развитию его уверенности в себе, а также стимулирует мыслительные процессы путем включения и активного проявления воображения, самостоятельности и творчества.Хочу такой сайт

Легко трансформируется при необходимости и при смене темы изучения;

Насыщена многими тематическими блоками в соответствии с возрастом;

Обеспечивает вариативность действий;

Является полифункциональной;

Доступна ребенку в соответствии с его возрастными особенностями.

Главное условие развития словесно-логического мышления - это понимание ребенком смысла и значения обучаемого материала. Для этого воспитатель должен поставить перед собой педагогически четкую цель: в чем он должен сегодня убедить детей, как раскрыть им значение данного вопроса в наше время и в будущем.

Овладев логическими операциями, ребенок станет внимательнее, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а поэтому и процесс обучения, и именно школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие.

Решающее значение приобретает формирование у дошкольников активного познавательного отношения к окружающей действительности, умение ориентироваться в разнообразии предметов и явлений, способности произвольно регулировать собственную познавательную деятельность. Это и есть те внутренние предпосылки, которые обеспечивают продуктивность умственной деятельности ребенка, определяют легкость и скорость усвоения новой информации, способно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 2015. – 432 с.

2.Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2013. – 296 с.

3.Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – М. : Инфра-М, 2016. – 252 с.

4.Белошистая, А. В. Развиваем логику [Текст] / А. В. Белошистая // Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №6. – С.45 – 48.

5.Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека [Текст] / Н. П. Бехтерева. – М. : АСТ, 2010. – 400 с.

6.Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – СПб. : Питер, 2011. – 364 с.

7.Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург : ООО КнигоМир, 2010. – 320 с.

8.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Перспектива, 2018. – 224 с.

9.Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.

10.Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек… [Текст] / Л. А. Венгер. – М.: Карапуз, 2010. – 256 с.

11.Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мышления [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ/Астрель, 2008. – 644 с.

12.Гуткина, Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность [Текст] / Гуткина Н. И. // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 18-33.

13.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 434 с.

14.Дейниченко, Л. Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности [Текст] / Л. Б. Дейниченко. – М. : Изд-во МГОУ, 2013. – 241с.

15.Земцова, О. Н. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М. : Азбука-Аттикус, 2012. – 272 с.

16.Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. – М. : Академия, 2011. – 432 с.

17.Кусова, М. Л. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] / М. Л. Ку- сова, Л. В. Воронина // Ученые записки ЗабГУ. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 130- 137.

18.Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? [Текст] / Л.Д. Комарова. - М. : Изд. ГНОМ, 2012. – 265 с.сть к ее творческому использованию в жизни.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.09.2024

Дата обновления: 14.09.2024

Дата публикации: 05.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».