21.09.2024
Возрастные
особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных
способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом
познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические
особенности
Возраст 5—6 лет часто
называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на
7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у
воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет
составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5
см.
Развитие
личности
Возраст 5-6
лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные
аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90%
закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот
период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он
не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что
связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить
именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой
четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об
окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом
другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.
Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много
неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по
полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным
показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе
и другим.
Дети могут критически
относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные
характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым
или взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и
личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется,
чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются,
не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка
стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Но
родители остаются примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной
особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам,
выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники
начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного
обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к
школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому
периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который
продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями
и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной
мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться
фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется
интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо,
ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить
что-либо целенаправленно.
Старший
дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него
появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне
эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание
на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить
свою значимость.
Достаточно
часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е.
целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или
негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим
оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное
развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем
взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и
интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать
привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных
ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• выполнить
задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
• находить
5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу,
находить пары одинаковых предметов.
ПАМЯТЬ:
• запоминать
6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• рассказывать
наизусть несколько стихотворений;
• пересказать
близко к тексту прочитанное произведение.
МЫШЛЕНИЕ:
• определять
последовательность событий;
• складывать
разрезанную картинку из 9 частей;
• находить
и объяснять несоответствия на рисунках;
• находить
и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• находить
среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет
в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?».
Уравнивает неравные группы
предметов двумя способами.
• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
• Называет
утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет
достаточно богатый словарный запас.
• Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет
по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно,
без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует
предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает
о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает
стихотворения, считалки, загадки.
• Называет
жанр произведения.
• Драматизирует
небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть
оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если
у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Вам как
его родителям важно:
Ø
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления.
Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Ø
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
Ø
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу
там, где его желания вредны
для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что
не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. -
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение
с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая
совместные планы.
Ø
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить
перед
собой самые разнообразные
задачи и решать их.
Ø
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее
будет
откликаться на просьбу о
помощи, чем на долженствование и обязанность
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.09.2024
Дата обновления: 21.09.2024
Дата публикации: 21.09.2024