15.09.2024
История пианино
История фортепиано насчитывает более двух веков. Собственно первое пианино изобрели одновременно в Америке (Дж. Хокинс в конце 1800 года) и Австрии (М. Мюллер в начале 1801 года). Со временем развивающийся инструмент получил педали. Настоящая форма с чугунной рамой, перекрестными струнами, разноуровневым расположением демпферов сложилась в середине XIX века.
Самыми распространенными являются «кабинетные пианино». У них стандартный размер корпуса 1400Х1200 мм, диапазон из 7 октав, педальный механизм, установленный на цокольном полу, вертикальная консоль, соединяющаяся с ножкой и балкой пианино. Таким образом, история создания пианино почти на сто лет короче эпохи развития данного инструментов типа.
Предки современного инструмента
Самыми древними представителями данного класса считаются клавикорд и клавесин. Кто и в каком году придумал или изобрел эти клавишно-щипковые инструменты, предшествующие фортепиано, не известно. Возникнув примерно в XIV веке, они получили широкое распространение в Европе в XVI-XVIII веках.
Отличие клавесина – выразительный звук. Он получается благодаря прикрепленному к концу клавиши стержню с перышком. Это приспособление дергает струну, вызывая звучание. Особенность в малой певучести, что не позволяет развить динамическое разнообразие, обуславливая необходимость устройства двух клавиатур, громкой и тихой. Особенности внешней отделки клавесина: изящество и своеобразная окраска клавиш. Верхняя клавиатура имеет белый, нижняя – черный цвет.
История создания нового инструмента и его эволюция
С течением времени музыкальное искусство стало требовательно к качеству динамики. Старые клавишные инструменты постепенно модернизировались. Так появилось фортепиано. Его изобретателем считается флорентинец Барталамео Кристофори. Около 1709 года итальянский создатель фортепиано разместил под струнами молоточки. Эта конструкция получила наименование gravicembalo col piano e forte. Во Франции подобное новшество было разработано Ж. Мариусом в 1716 году, в Германии К. Г. Шретером в 1717 году. Благодаря изобретению двойной репетиции Эраром появилась возможность быстро повторно нажимать клавиши, вызывая более совершенное и мощное звучание. С конца XVIII века оно уверенно вытеснило распространенные до этого клавесины и клавикорды. При этом возникли своеобразные гибриды, сочетающие органные, клавесинные и фортепианные механизмы.
Отличие нового инструмента в наличии металлических пластин вместо язычков. Это повлияло на звучание, позволив изменять громкость. Сочетание громких (forte) и тихих (piano) звуков на одной клавиатуре дало название инструменту. Постепенно возникли фабрики, производящие фортепиано. Самые популярные предприятия – Штрейхера и Штейна.
В Российской империи его развитием занимались в 1818-1820-х годах Тишнер и Вирта.
Благодаря специализированному производству началось усовершенствование инструмента, прочно занявшего свое место в музыкальной культуре девятнадцатого столетия. Его конструкция несколько раз менялась. В течение всего века итальянские, немецкие, английские мастера вносили улучшения в устройство. Значительным вкладом стала работа Зильберманна, Цумпе, Шретера и Штейна. В настоящее время сложились отдельные традиции производства фортепиано, отличающиеся механикой. Также на основе классического инструмента появились новые: синтезаторы, электронные пианино.
Выпуск инструментов в СССР, несмотря на большое количество, не отличался высоким качеством. Фабрики «Красный Октябрь», «Заря», «Аккорд», «Лира», «Кама», «Ростов-Дон», «Ноктюрн», «Ласточка» производили недорогие добротные изделия из натуральных материалов, уступающие европейским аналогам. После распада Союза практически исчезло производство фортепиано в России.
Значения инструмента в истории
Развитие фортепиано стало поворотным моментом в музыкальной истории. Благодаря его появлению изменились концерты, в которых он занял ведущее положение. Это определило быстрый рост популярности в период классицизма и романтизма. Возникла плеяда композиторов, посвятивших свое творчество исключительно этому инструменту. Одними из первых его освоили В. А. Моцарт, Й Гайдн, Л. Бетховен, Р. Шуман, Ш. Гуно. Известны многочисленные шедевры фортепианной музыки. Даже не предназначенные для фортепиано произведения звучат именно на нем значительно интереснее, чем на других инструментах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2024
Дата обновления: 22.09.2024
Дата публикации: 15.09.2024