«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

23.09.2024

«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.

Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. 

Более сложное умение – катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние – с 1м в младшей группе, до 2м – в средней. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.

         Бросание и ловля – более сложное движение, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

    При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросать мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски. Бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.

    Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

    Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстниками, надо ловить не прижимая к груди, стараясь встретить при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях – сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.

   Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию э Инструктор того движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса. (См. рис)

Метание – движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.

    Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму, т.к. при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами, одновременно дети упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредотачивается на попадании предмета в указанную цель.

    С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания на дальность и цель (см. рис):

Из-за спины через плечо

Прямой рукой снизу

Прямой рукой сверху

Прямой рукой сбоку

   В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Приэтом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.

    В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой руки – это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Младшим дошкольникам воспитатель помогает взять мяч указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и напрвляет затем его движение.

Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

    Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой рукой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой).

    Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большенство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.

    Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание в цель. Движение детей здесь более свободное, размашистое, энергичное.

Примерные упражнения в катании, бросании, ловле и метании

(по возрастным группам)

Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет)

Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.Хочу такой сайт

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

Бросание мяча друг другу с хлопком.

Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

Брование мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

Отбивая мяч о землю двумя руками стоя на месте ( не менее 10 раз подряд).

Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.

Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.

Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.

Метание в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки.

Метание вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

    Методические указания: Используя полученные детьми в предыдущих группах навыки катания, воспитатель добивается, чтобы дети точно придерживались направления и дифферинцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы. Для развития глазомера, точности проводятся игры в кегли, бабки. Такие игры, как правило, дети организуют самостоятельно, выполняют установленные правила, сорблюдают очередность, проявляют интерес к достижению хорошего результата. Воспитатель предлагает и более сложное задание – прокатить мяч или шарик «змейкой» между предметами. Дети должны понять, что успех упражнения обеспечивается не столько сильным и энергичным толчком, как это предлагалось сделать раньше, сколько частыми несильными толчками. Мяч или шарик не должен укатываться далеко в сторону. Это задание особенно трудно выполняют мальчики, стремящиеся добиться успеха максимальными усилиями, резкими движениями.

Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой-то степени автоматизированные. Поэтому Инструктор шире включает в деятельность детей различные игры с мячом. Основными движениями в таких играх могут быть: передача и переброска мяча друг другу в парах, колоннах, по кругу. Инструктор напоминает, чтобы дети были внимательны при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитывать и выполнять движение – сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Инструктор подсказывает детям приемы игры у стенки – ловить с хлопком, поворотом, подскоком. Одобряет коллективные игры с мячом, старается включить в них тех, кто редко играет в мяч.

Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ловят. В старшей группе дети учатся бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив, или чтобы мяч попал в стенку и отскочил от нее в более удобном для ловящего положении.

Отбивание мяча о пол усложняется, оно проводится в сочетании с ходьбой. Мяч при этом отбивается мягким и плавным движением и не всей ладонью, а кончиками пальцев. Инструктор напоминает, что надо направлять движение мяча не прямо перед собой, а несколько в сторону, иначе можно задеть его ногой. Так, если мяч отбивается правой рукой, то он должен ударяться о пол справа от носка правой ноги. Инструктор продолжает следить за тем, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой. Как правило, упражнения с мячами выполняются всеми детьми, одновременно (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание). Половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

В метании вдаль и в цель воспитатель объясняет, каким должно быть исходное положение: одна нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону. Замах дети пытаются выполнить круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до полного ее выпрямления, активным выносом над плечом вперед-вверх. Такое слитно выполняемое движение вначале удается немногим детям, чаще мальчикам. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.09.2024

Дата обновления: 25.09.2024

Дата публикации: 23.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».