Игры с неговорящими детьми

23.10.2024

Игры с картинками. 

1)Игра с предметной картинкой. Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка. Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке. 

2)Игры с сюжетной картинкой. Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка. •Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?». •Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например, мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?» •Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т.е. со словами названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет? •Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т.д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д. Упражнение «Помогаем маме». Цель: научить ребенка понимать вопросы Где? Куда? На чем? Откуда? Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?» Упражнение «В зоопарке». Цель: научить ребенка понимать вопрос Кому? Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?» И т.д. Игра «Выбери предмет». Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем? Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?» Рассматриваем сюжетную картинку. Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т.п. Игра «Будь внимательным». Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик». 2-ой вариант (более сложный): Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».


Игры с неговорящими детьми (3-4 года)

 Задание 1 

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям: Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошечки, Звонкие хлопошечки. Хлоп - хлоп! 

Задание 2.

 Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки. Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой. 

Задание 3. Хочу такой сайт

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному (СНОСКА: Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым, отраженная речь — речь, повторенная за взрослым, произвольная речь — самостоятельное речевое высказывание) произнесению звукоподражания). Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).


 Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровозиком («у-у-у!»). 

Задание 1 Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений. Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками) На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша) Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны) 

Задание 2. Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов: Где же кукла наша, Найдем мы куклу Машу! Вова к кукле подойдет, Вова куколку найдет. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка). 

Задание 3. Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Игра «Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2024

Дата обновления: 23.10.2024

Дата публикации: 23.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».