14.10.2023
Подвижные игры «Народов Севера «Хейро»
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу
приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-
назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце
сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце
встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его
поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого
ведущий не задел, возвращаются в круг.
Каюр и собаки
На противоположных концах площадки (зала) кладут параллельно два
шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки.
Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих
впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу
друг другу от одного шнура к другому.
Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка,
которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим
преодолеть разные препятствия.
Ловля оленей
Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи.
Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени
бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи
стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг
замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени
стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться
из круга, если он замкнут.
Куропатки и охотники
Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают
по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все
куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают
мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается:
куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять
следует только в ноги убегающих.
Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши,
приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают звенят:
«Дзинъ, дзинь...»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в
ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех
пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в
разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг -
большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и
берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось
большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем
будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять
движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру
желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый
бег, боковой галоп и т. д.
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством
играющих в разных концах зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки
побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в
своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за
руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее
построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей
колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Рыбаки и рыбки
На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре
круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки -
рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в
круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу.
Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки
их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Смелые ребята
Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце
помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый,
ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у
первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
- Вы смелые ребята?
- Смелые!
- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три
(пауза). Кто смелый?
- Я! Я!
- Бегите!
Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так
повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!»,
увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
Отбивка оленей
Группа играющих находится внутри очерченного круга - это
олени. Выбираются три пастуха - они за кругом. По сигналу
«Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают
мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается
пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-
шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с
места в подвижную цель.
Полярная сова и евражки
Полярная сова находится в углу площадки или зала. Остальные
играющие - евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по залу,
на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся.
Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не
столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после
трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился
большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время.
Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды
по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в
снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на
противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и
бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды.
Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать
снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать
его.
Оленьи упряжки
Играющие стоят вдоль стены зала или вдоль одной из сторон
площадки по двое (один изображает запряженного оленя,
другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом,
преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают
через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до
стойбища (до противоположной стороны зала или площадки),
каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко,
ловите своих оленей!» - каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою
упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На
противоположном конце площадки (зала) флажки. По сигналу (хлопок,
удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой
добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру
«Собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.
Перетягивание каната
На площадке (в зале) проводится черта. Играющие делятся на две
команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По
сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается
перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это
сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на
празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по
сигналу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 14.10.2023