03.02.2023
Прием схематизация
Суть его заключается в том, что взрослый рассказывает или читает детям небольшое произведение или отрывок содержащий ситуацию, связанную с безопасностью поведения и предлагает схематизировать её, то есть нарисовать максимально просто. Затем используя условные знаки необходимо составить последовательность того, что происходило в произведении. После этого дети рассказывают, что нарисовано на схеме и обсуждают, что необходимо было сделать, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию.
При использовании данного приема с детьми, эти условные знаки дети могут рисовать сами или же вы можете им предложить заранее подготовленные.
Дети могут составлять схему по памяти, если затрудняются, то одновременно с чтением произведения. И так начнем… (читает стихотворение). А теперь расскажите по схеме, что произошло.
Методика «Схематизация» Р.И. Бардина
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Эта методика содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
Инструкция:
Для первой вводной задачи даётся инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме написано, что надо идти от травки мимо ёлочки, а потом мимо грибка, тогда найдёшь нужный домик». Психолог смотрит и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, взрослый говорит: «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти правильно домик по письму. Но письмо здесь другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач даётся краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и не исправляется.
К задачам 1 – 2: «В письме нарисовано, как нужно идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться нужно от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».
Задача 1 | Задача 2 |
К задачам 3 – 4: «Посмотри на письмо. Надо идти от травки сначала мимо… (перечисляют ориентиры соответственно задачам). Найди нужный домик».
Задача 4 |
К задачам 5 – 6: «Будь очень внимателен. Смотри на письмо, зачеркни нужный домик».
Задача 5 | Задача 6 |
К задачам 7 – 10: «Смотри на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».
Задача 7 | Задача 8 |
Задача 9 | Задача 10 |
Оценка результатов:
Количество баллов, полученных ребёнком, устанавливается по шкале оценок. Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребёнок выбрал. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл – 44.
Высокий уровень – 42 – 44 балла;
Средний уровень – 20 – 41 балл;
Ниже среднего – 0 – 19 баллов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 03.02.2023