12.02.2020
Развитие речи через различные виды
музыкальной деятельности
Овладение
речью– это сложный, многогранный психический процесс. Речь начинает
формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат
ребёнка достигнут определённого уровня развития. В процессе овладения речью у
ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Указывая на это,
К.И.Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество
грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём
ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам
беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей
колоссальной работы».
Исследования
различных учёных доказывают существование связи двигательных функций и функций
речи. Психологи М.О.Гуревич,
А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия указывали на связь речи и выразительных движений,
двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером
движений.
Особенно
важны данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и
уровнем развития речи у детей. Так, физиолог М.М.Кольцова считает, что «есть
все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна
речевая зона мозга».
Один
из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и
музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и
импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.
Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной
программы дают эффект при соблюдении следующих условий:
- ребёнок
должен полностью подчинить себя восприятию музыки;
- соблюдать в
высказываниях коммуникативные элементы, т.е. следить за осанкой, грацией,
дикцией, интонацией, правильно оформлять речь в лексическом и
грамматическом отношении;
- учитывать
эстетические, моральные и социальные факторы, обуславливающие процесс
речевой коммуникации;
- способность
подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности);
- слуховой
анализ музыкальною содержания слушаемою произведения.
Вследствие
соблюдения этих условий движение выполняется свободно и
естественно,
оно как бы непосредственно вытекает из слышимой музыки. Это делает
возможным
выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их
интеллектуального, физического и моторного развития. Всё это формирует у детей
чувство ритма и музыкальности и используется в развитии речи.
Следующий
аспект воздействия логоритмики в звене неречевых процессов является воспитание
чувства ритма в движении. По мнению Карла Орфа при восприятии музыкального
ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары
руками по бёдрам – как самые естественные средства выражения экспрессии.
Ребёнок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их
двигательную координацию.
Чувство
ритма имеет три основных компонента: чувство темпа, метра и ритмического
рисунка.
Во
всех формах организации музыкальной деятельности внимание направляется на
всестороннее развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов (слухового
внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной
ориентировки на собеседника, координация движений, чувство темпа и ритма) и
развитие речи: воспитание темпа речи и ритма дыхания, фонематического слуха,
артикуляционного аппарата, дикцию, постановку голоса.
Итак,
развитие речи предполагает:
1.
Воспитание
и развитие темпа и ритма дыхания. Для этого используются упражнения сначала без
речи, затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по
сигналу поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох); или поднять руки на
уровень плеч (вдох), опустить (выдох) и т.д. это же упражнение можно провести с
речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, с
использованием ритмической речи. Например, в ходьбе по кругу по сигналу поднять
руки вверх (вдох), опуская их вниз, протяжно произносить звук «а»; сочетание «ан-ап-аи».
2.
Развитие
артикуляционных органов, а также использование специальных движений для
мимических мышц лица и для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например,
предлагается мимикой показать веселого и грустного человека; человека,
пробующею кислый лимон и сладкое яблоко и т.д. С развитием мимических мышц
задания усложняются: предлагается показать боль, гнев, радость, ликование,
горе, равнодушие, презрение и т.п. под соответствующую настроению музыку. По
мере их выполнения включать в упражнения звукоподражания, выражающие
восклицание («Ах! Ах! О!»), сожаление, огорчение («Ай-ай! Ох!»), удивление («О!
У! Ах!»), боль («Ай!») и т.д., способствующие развитию орального праксиса; а
также артикуляционные упражнения, выполняемые под ритмическую музыку, например,
и «раз» – губы в улыбке, «два» – вытянуты вперёд (музыка начинается за тактом,
на «раз» акцент); и «раз» – поднять верхнюю губу вверх, «два» – опустить; и
«раз» – опустить вниз нижнюю губу, «два» – покой и т.д.
Артикуляционные
упражнения полезно сочетать с движениями рук: например, руки развести в
стороны и пропеть звук «а», соединить их перед собой в форме
обруча
– звук «о»; из положения руки вверху медленно опускать вниз по обеим сторонам
туловища – звук «а»; руки поднимаются до уровня плеч и округляются в локтях,
кисти рук направлены навстречу друг другу, но не соприкасаются – звук «э» и
т.д.
1.
Развитие
фонематического восприятия. Восприятие музыки различной тональности, громкости,
темпа и ритма создают основу для совершенствования фонематических процессов. А
воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно
улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, насыщенных
оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной
дифференциации фонем.
2.
Воспитание
темпа и ритма речи на музыкально-двигательно-речевой основе. Например, дети
маршируют по кругу под музыку живо, бодро (используются ударные инструменты).
На сигнал останавливаются и продолжают обозначать умеренный ритм хлопками в
ладоши. На следующий сигнал щёлкают языком в этом же умеренном ритме, затем
произносят слоги типа «пам-пам-пам». На другом занятии после слогов
произносится короткий текст в этом же ритме. Музыка на размер 4/4.
Или
другое упражнение, воспитывающее темп и ритм речи на материале имён:
1.
Дети
стоят в круге лицом к середине и выразительно, в темпе марша произносят имена.
При произношении имени мальчика топают правой ногой:
Оля,
Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Зина, Аня,
Оля,
Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Олег;
1.
Дети
стоят парами по кругу, один ребёнок к кругу лицом, другой – спиной.
Интонировано произносят женские имена и хлопают в ладоши (хлопок на слог), а
при произношении мужских имён топают ногой. Каждое имя может быть обозначено
разными хлопками: в ладоши, по бёдрам или по рукам друг друга.
По
отношению к музыке речевые упражнения означают, прежде всего, тембровозвуковую
тренировку. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор:
считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена,
рифмы.
Разнообразие
речевой ритмики служит эффективным средством развития ритмического слуха.
Речевые
упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха –
способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи
ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со
звуковыми характеристиками.
Широко
используется в речевых упражнениях игра звуковыми элементами речи
(фонемами, фонематическими слогами), – артикуляционная игра и игра голосом. О
естественной природе такой игры высказался М. Харлап: «Между речью и музыкой
есть стадия лепета – ритмической игры со звуком». Игры способствуют развитию
фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов, музыкальною слуха, а
также являются ценными фонепедическими упражнениями, подготавливающими детей к
пению (о фонепедическом подходе в обучении пению подробно – в работах
В.Емельянова).
Фонематические
и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Фонемные слоги
для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти-бринти,
хоккере-боккере, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап,
трах-бах, дили-дон). Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и
постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм
(фраза, предложение, цезура, строфа, запев-припев, рондо, вариации) осваиваются
детьми в речи легко и просто.
Следующим
звеном в развитии речи ребёнка через музыкальную деятельность является пение.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и
голоса, т.е. взаимодействия певческой интонации, слухового и мышечного
ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но
всегда поёт эти звуки про себя с мышечным напряжением.
Органическим
элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство
организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука
следует другой, после слога – слог и т.д. Особенно важным в коррекции речи
является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение
поющих, делать богаче их эмоциональное переживание. В таком психологическом
состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому преодолеваются
речевые затруднения.
Приступая
к занятиям, выясняется певческий диапазон детей. Во время пения напоминается
детям, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело
должно быть расковано, дышать свободно и легко. При подборе певческого
материала учитываются возрастные возможности певческого диапазона.
Воспитывая
вокальные навыки, надо следить, чтобы дети пели напевно, без крика, не делая
вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым,
глубоким, бесшумным, а выдох медленным. Дикция чёткая и ясная. Всё это формируется
постепенно.
Для
развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с
короткими и длинными тональностями, на которых естественно воспитывается
постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. Мелодия песни не
должна превышать звука до второй октавы, в ней нежелательны большие интервалы,
иначе трудно сохранить интонацию при скачке. Имеет значение длина фразы – на
одном дыхании следует петь не более двух тактов по четыре четверти. Удобна
мелодия, построенная сверху вниз, т.к. дыхание в начале пения сильнее.
Голос
и речь тесно между собой связаны, однако, певческие и речевые интонации по
способу звукообразования несколько различаются. Кроме разницы высотной,
певческие интонации более округлены, и звукообразование в пении должно быть
мягче, как бы осторожнее.
Следующий
вид музыкальной деятельности, который помогает в работе по развитию речи – игра
на детских музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты широко
используются в музыкально-дидактических играх для различения звуков по их
высоте, длительности, тембру и динамике.
На
занятиях для развития звуковысотного слуха используются колокольчики, звучащие
различно по высоте, и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Для
развития ритмического слуха используются инструменты ударной группы или же
любые инструменты, имеющие звуки только одной определённой высоты. Например,
дети играют в «Музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический
рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно
сравнивать звучание не только различных инструментов – струнных, духовых или
ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенчика и
бубна, металлофона и треугольника и т.п. Для развития динамического слуха
применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или
ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «Горячо –
холодно»).
Игра
на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки,
например, молоточком по металлофону, ксилофону; развитию дыхания во время игры
на дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, прибауток,
считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации речи при
импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая
общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
Слушание
музыки, как один из видов музыкальной деятельности также помогает в работе по
развитию речи. Почти всё, что известно ребёнку, он до шести лет узнаёт на слух.
Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит
научиться в школе.
Умение
слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Учиться слышать
музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и
во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру
её звучания во время движения.
Слушание
музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связано с ритмикой,
пением, музицированием. Связующим элементом является осмысление детьми средств
музыкальной выразительности (мелодия, метроритмом, регистра, динамики, темпа,
тембра), можно варьировать их изучение.
1.
Во
время слушания предложить отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти.
Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание
произведения аккомпанементом детского оркестра.
2.
Определять
звуки высокие, низкие, средние. Отмечать движением рук восходящее и нисходящее
движение мелодии.
3.
Определять
темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый.
Таким
образом, любой вид музыкальной деятельности обладает удивительной силой
воздействия на ребёнка, прекрасное и очень сильное средство, помогающее
осуществлять работу над родным языком. Взаимодействие музыки, слова и движения
доставляет детям радость и развивает мышление и речь ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.11.2024
Дата обновления: 04.11.2024
Дата публикации: 12.02.2020