13.11.2024
Картотека
Дидактических игр по развитию речи
для старшего дошкольного
возраста
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять
прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе
шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и
цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции
педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание
жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и
цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук
остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети,
сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и
назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец
(кош – ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает
2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ
ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений,
объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют
последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает
книгу. Книга лежит на с
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в
различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых
второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот
ряд, который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в
слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и
зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые
детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые
звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из
граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем
ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого
первый звук - [л], [о], [н].
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять
умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка –
билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить
количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон,
соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию,
закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с
какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку
с нужным знаком.
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в
слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд.
Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки
такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый
звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки
слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
«Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой
звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали
звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки:
[ф], [ш], [щ'].
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение
словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных.
Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»,
«А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных,
насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного
падежа с предлогом «в»
Ход: Бросая мяч
поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы
Кто живёт в норе?
-Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Вариант 2.
педагог: -Дети:
Где живёт медведь? -В берлоге.
Где живёт волк ?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.
Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,
спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в
природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования
слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок,
возвращая мяч, должен на заданный опрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: -Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.11.2024
Дата обновления: 16.11.2024
Дата публикации: 13.11.2024