Консультация «Мозаика как игровая технология…»
22.01.2025
Все родители хотят видеть детей здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.
Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в то же время, очень полезную игру - мозаика.
Современных детей сейчас тяжело чем-либо удивить или заинтересовать, но, есть игрушки, которые, пожалуй, все же смогут заставить ребенка включить смекалку и на долгое время отвлечь от хулиганства и безделья, и детские мозаики - одни из них.
Детская мозаика - это настольная игра, которая состоит из набора разноцветных деталей (фишек) и основания (игрового поля/сетки, куда следует эти детали прикрепить для получения определенной картинки, используя лишь свои воображение и фантазию.
Мозаика — чуть ли не первая настольная игра для детей, во время игры с
которой ребенок уже с первого года жизни развивает свои внутренние качества.
Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины.
Ребенок, который умеет правильно
складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не
делает ничего необычного.
Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени»..
Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки.
За внешней простотой и доступностью
скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает
развивать ребенка.
Игры с мозаикой развивают:
• логическое и абстрактное
мышление;
• концентрацию внимания;
• познавательную активность;
•конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
• математические способности (счет, пространственная ориентировка);
• мелкую моторику;
• художественный вкус;
• творческие способности;
• волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.);
• знакомство с цветами и формами;
• формирование навыков осознанной
деятельности.
Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человека. цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, От разнообразия различных видов это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).
От различных видов мозаик разбегаются глаза. Наряду с привычными нам мозаиками на ножке в витринах магазинов можно увидеть подчас, самые экзотические и неожиданные решения.
«Мозаичный» ассортимент позволяет подбирать варианты на любой запрос. Для маленького игрока нужно выбрать мозаику с самыми большими деталями. Тут всё просто: чем меньше ребёнок, тем крупнее мозаика.
Этапы реализации технологии:
• организация игровой деятельности без игрового поля;
• организация игровой деятельности с игровым полем;
• использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.
Но чтобы ребенок самостоятельно
играл с мозаикой - наша задача в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику,
посредством которой он развивал бы себя самостоятельно.
Игры с мозаикой для детей 2-3 года
• «Букетик для мамы»
• «Птичий двор»
• «Равнение на маму»
• «Дорожки»
• «У погоды нет плохой погоды»
• «Что не так»
• «Определи последовательность»
Ребенок 3 – 4 лет уже может выкладывать из мозаики картинку работая по образцу. После работы по образцу примерно в 4-5 лет наступает этап собирания картинок, используя фантазию.
С 4-6 лет можно попробовать увлечь ребенка магнитной мозаикой. Эта мозаика более разнообразна по цветовой гамме и содержит элементы разных геометрических форм.
Но, начнем с того, что, прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.
В начале познакомьте его с игрой, с ее деталями. Как правило игровой набор состоит из поля (доски, цветных элементов (фишек) и картинок – инструкций. Покажите ему доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть «шляпка» и «ножка» («как грибочек»). Покажите, как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами - средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Пусть ребенок попробует самостоятельно вставить элементы в дырочки.
Изучите с ребенком цвета элементов мозаики. Разложите перед ним
детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной,
называйте цвет. Давайте словесные инструкции: «Посмотри, это синий, это красный
и т. д. Покажи, где деталь синего цвета, где красного?» В целях закрепления
основных цветов мозаики, выложите перед ребенком много элементов разных цветов
и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все
элементы по цветам.
Когда цвета изучены, можно приступать к выкладыванию картинок и узоров. В целях развития заинтересованности к игре, давайте ребенку задания по принципу «от простого к сложному»
и внимательно следите за его первыми достижениями. Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть он попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите «дорожку для матрешки», чтобы она по ней гуляла, затем «домик для зайчика», «солнышко для мамы (бабушки)», «дорогу для машины» и т. д. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.
В возрасте 5 – 6 лет, можно усложнять задания: предложите ребенку собрать рисунок по схеме. Чтобы было проще собирать картинку по образцу, ему необходимы навыки и умения пространственной ориентировки. В этом нам опять может помочь мозаика: обследуйте с ребенком игровое поле, рассмотрите какая доска по форме, т. к. она может быть круглая, прямоугольная, шестигранная; с углами и без. Найдите вместе с ним, где середина (центр, где верх, где низ, левая сторона, правая сторона). Развивайте ориентировку в пространстве при помощи фишек.
Например: давайте ребенку словесную инструкцию: «положи красную
фишку в центр поля, слева от красной поставь желтую, справа от красной поставь
синею». Задавайте наводящие вопросы: «где лежит красная фишка, где желтая?
Какая фишка лежит справа от красной, какая фишка лежит слева от красной?».
Усложняйте задания на ваше усмотрение, комбинируйте цвета.
Задействуйте всю рабочую поверхность мозаики. Обращая внимание ребенка на отверстия, используйте их в развитии пространственных представлений, например: «поставь красную фишку в центр поля, отсчитай три отверстия вверх от красной фишки и поставь зеленую фишку; отсчитай пять отверстий вниз от красной фишки и поставь желтую; отсчитай влево от красной фишки два отверстия и поставь синею фишку и т. д.» Так же задавайте детям вопросы: «где лежит красная фишка, где лежит синяя фишка, где лежит зеленая фишка?»
Используя мозаику играйте с ребенком в такие игры, которые способны развивать пространственные представления, это учит его понимать и действовать согласно словесной инструкции. Только старайтесь, чтобы инструкции были четкими, ясно сформулированными и краткими.
Результат не заставит себя ждать!
Свободно ориентируясь в цвете, в пространстве ребенок может легко и
самостоятельно выложить рисунок не только по образцу, но и создать свой
собственный.
Желаю Вам успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2025
Дата обновления: 22.01.2025
Дата публикации: 22.01.2025