Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»
22.01.2025
«У
того, кто не помнит своей истории – нет
будущего» А. С. Пушкин
Очень
важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство
патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено
несколькими словами.
Нужно ли
рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того,
чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город;
воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в тяжелые дни
Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в
истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами
России.
В том, что
рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой
разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует
полагаться на свой опыт.
Патриотическое
чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства,
взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из
окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить
чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая
рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с
последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную
систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
Как правило,
первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними
детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого
ребенка к этой теме.
Какие найти
слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших
впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы
грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания,
патриотизма?
·
Рассказывайте
об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка,
а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности,
достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда
нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
·
Читайте детям известные произведения: «Мальчиш
— Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева
Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну
собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной
дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не
прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
"Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот
как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени
маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в
произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного
понимания; «Арбузный переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины
рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День
Победы" С.Михалкова и другие.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного
возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней
не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те
ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас –
взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. Учите
с ними стихи наизусть.
- Смотрите вместе с детьми фильмы
военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с
ребенком на акцию « Бессмертный полк». Наличие единомышленников сближает и
помогает глубже окунуться в военную эпоху.
- Расскажите о ваших воевавших
предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной
войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми
блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они
производят совсем другое впечатление.
- Расскажите о детях Великой
Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом
дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи
двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит,
фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём:
«Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже
про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для
ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не
может не задеть за живое.
- Посетите с ребенком памятные
места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, блокады
покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете
показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню,
возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех,
кто погиб на войне.
Всё вместе
это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей
принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и
стремление быть достойным их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2025
Дата обновления: 22.01.2025
Дата публикации: 22.01.2025