Развитие мелкой моторики через дидактическую игру.

21.01.2019

 

Семинар – практикум для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения».


 

 Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения».

 

 

 

Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по развитию мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения.

 

 

 

Задачи:

-представить опыт работы для педагогов и применение его в практике;

- познакомить с содержанием дидактических игр и упражнений;

-сформировать совместно с педагогами практический материал.

 

Оборудование: технические средства для показа фотоотчета, шарики, крупа манная, шнурки разных цветов, тарелочки одноразовые , бусины  , пуговки.

 

Итогом семинара должна быть практическая часть – составление описания  и паспорта для игр .

 

 Ход мероприятия:

 

1.Вступительна часть. Актуальность.

 

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Ранний возраст- это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.

 

Работая с детьми 3-4 лет, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть, одеваться на прогулку или мастерить что-то своими руками, ребенок, который привык, что за него все делают взрослые, начинает капризничать, у него ухудшается настроение. Учителя также отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма из-за недостаточного развития мелкой моторики.

 

Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?

 

Выдающийся педагог В .А .Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные работы успешно использовала в своей работе с детьми итальянский педагог всемирно известной методики Мария Монтессори.

 

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.

 

 

2. Основная часть. Работа по развитию мелкой моторики.

 

Совокупность всех этих трудностей натолкнула меня на углубленную работу над повышением уровня сенсорного и речевого развития детей через совершенствование мелкой моторики, средствами дидактических игр и упражнений.

 

Понимая важность работы по развитию мелкой моторики, поставила перед собой следующие задачи:

 

- совершенствовать предметно-развивающуюся среду,

 

- разработать план проведения пальчиковых игр и упражнений;

 

- сделать работу по совершенствованию мелкой моторики регулярной,

 

выделив для нее оптимальное время;

 

- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив

 

их, в занимательную игру;

 

- разнообразить дидактический материал.

 

 

 

Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности.

 

Составила картотеку, разработала примерный план проведения пальчиковых игр. Старалась подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности, по сезонности, и так, чтобы в играх содержалось больше разнообразных движений пальцами. Провожу пальчиковую гимнастику на занятиях, а также в разные режимные моменты, в свободное время утром и после сна, использую на прогулке.

 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми играми и упражнениями?

 

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

 

3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

 

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

 

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

 

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

 

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Например пальчиковая игра: «Лады-лады» создает у детей положительное отношение к процессу умывания.

 

«Лады-лады».

 

- Ой, лады, лады, лады,

 

(Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)

 

Не боимся мы воды,

 

(Хлопнуть в ладошки и потереть ладошкой о ладошку)

 

Чисто умываемся,

 

(Совершать плавные круговые движения руками около лица)

 

Друг другу улыбаемся.

 

(Руки широко развести и улыбнуться).

 

На занятии по конструированию провожу пальчиковые упражнения. Например:

 

«Стол».

 

- У стола четыре ножки,

 

Сверху крышка, как ладошка.

 

(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опустить ладошку).

 

«Стул».

 

- Ножки, спинка и сиденье-

 

Вот вам стул на удивленье.

 

(Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части кулачок).

 Хочу такой сайт

Эти рифмованные строки и показ ручками помогают воспитанникам быстрее освоить действия с предметами и решить поставленную задачу.

 

Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития мелкой моторики рук занимают дидактические игры, многие пособия я смастерила сама. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.

 В группе действует сенсорные столы, сенсорный куб которые являются частью центра дидактических и развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется небольшой группой или индивидуально. Дети могут самостоятельно работать, заниматься с дидактическим материалом. При необходимости оказываю им помощь. Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой моторики, формирует сенсомоторные способности детей. Расскажу о некоторых из них.

 

Дидактическая игра: «Наряди елочку» помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине. Для этой дидактической игры я  использую  елочку, изготовленные из фетра и геометрические фигуры разных цветов и форм.

 

 

 

Дидактическая игра «Книжка », которую нам сшила родительница (пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) также помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и расстегивать крючки и кнопки.

 

 

 

Дидактическая игра: «Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов ,учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и фигура не встанет на место.

 

 

 

Дидактическая игра: «Палочки» развивает усидчивость , развивает воображение , образное и логическое мышление.

 

 

 

 

 

Конечно, это только маленькая крупица из тех игр, в которые играют дети моей группы. Всем известно, что дети любят различные театрализованные представления. Театр перчаток приносит детям  большое удовольствие, ведь они могут не только рассказать стихотворения, но и изобразить действия или сюжет с помощью перчаточной куклы. Инсценируем с ребятами потешки , сказки ,что развивает память и речь дошкольников.

 

 

 

 

Благоприятное воздействие на сенсорное развитие и совершенствование ловкости пальцев оказывают также игры с предметами: мозаики, пирамидки, шнуровки, бусы, пазлы. Также на развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками. И это все мы тоже внедряем в свою работу. Остановимся на некоторых видах деятельности.

 

«Шнуровка».

 

Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсомоторную координацию, совершенствовать координацию движений и гибкость рук.

 

 

Собирание пазлов и мозаик.

 

Цели: развитие мелкой моторики, развитие воображения, образного и логического мышления, обучение правильному восприятию между частью и целым.

 

 

 

 

Работа с бусами помогут скоординировать движение обеих рук.

При этом формируются сенсорные эталоны.

 

 

 

 

 

Также для развития мелкой моторики использую работу с пуговицами. Детям очень нравится расстегивать и застегивать пуговки. Видя, что у некоторых детей, не получается застегнуть или расстегнуть пуговицы, а это в основном дети, которые плохо разговаривают, я внесла в свою работу игры с пуговицами. Мы лепили пуговицы из пластилина, из пуговиц составляли различные узоры.

 

 

 

У нас есть цветок из фетра. Лепестки разных цветов. Кто быстрее пристегнет лепестки. Найти пуговицу такого же цвета как и лепесток.  С помощью этой дидактической игры я учила детей застегивать пуговицы, развивала мелкую моторику, логическое мышление.

Дидактическая игра: «Застегни по цвету».

 

 

 

Цели: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

 

Работая в системе, я добивалась значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинается развиваться интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих возможностях, то, ради чего все это мы проводим.

 

 

 

Я принесла много игр. Предлагаю самим составить описание, паспорт к каждой игре.  Вы можете придумать игру из предложенного материала. У вас есть 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.02.2019

Дата обновления: 19.04.2019

Дата публикации: 21.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».