21.01.2019
Семинар – практикум для воспитателей: «Развитие мелкой
моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и
упражнения».
Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по развитию
мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
-представить опыт работы для педагогов и применение его в
практике;
- познакомить с содержанием дидактических игр и упражнений;
-сформировать совместно с педагогами практический материал.
Оборудование: технические средства для показа фотоотчета,
шарики, крупа манная, шнурки разных цветов, тарелочки одноразовые , бусины , пуговки.
Итогом семинара должна быть практическая часть – составление
описания и паспорта для игр .
1.Вступительна часть. Актуальность.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем
развитии детей. Ранний возраст- это тот период, когда формируются и развиваются
практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей
жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
Работая с детьми 3-4 лет, я сталкиваюсь с такими проблемами
детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера,
формы, нарушение общей моторики, речи. У таких детей наблюдается общая
скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на
эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть,
одеваться на прогулку или мастерить что-то своими руками, ребенок, который
привык, что за него все делают взрослые, начинает капризничать, у него
ухудшается настроение. Учителя также отмечают, что первоклассники часто
испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма из-за недостаточного
развития мелкой моторики.
Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?
Выдающийся педагог В .А .Сухомлинский писал: «Ум ребенка
находится на кончиках его пальцев». Ручные работы успешно использовала в своей
работе с детьми итальянский педагог всемирно известной методики Мария
Монтессори.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно
тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
2. Основная часть. Работа по развитию мелкой моторики.
Совокупность всех этих трудностей натолкнула меня на
углубленную работу над повышением уровня сенсорного и речевого развития детей
через совершенствование мелкой моторики, средствами дидактических игр и упражнений.
Понимая важность работы по развитию мелкой моторики,
поставила перед собой следующие задачи:
- совершенствовать предметно-развивающуюся среду,
- разработать план проведения пальчиковых игр и упражнений;
- сделать работу по совершенствованию мелкой моторики
регулярной,
выделив для нее оптимальное время;
- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив
их, в занимательную игру;
- разнообразить дидактический материал.
Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые
игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям,
способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Составила картотеку, разработала примерный план проведения
пальчиковых игр. Старалась подбирать упражнения, опираясь на перспективное
планирование непосредственно образовательной деятельности, по сезонности, и
так, чтобы в играх содержалось больше разнообразных движений пальцами. Провожу
пальчиковую гимнастику на занятиях, а также в разные режимные моменты, в
свободное время утром и после сна, использую на прогулке.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми
играми и упражнениями?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный
фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно
его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать
определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Например пальчиковая игра: «Лады-лады» создает у детей
положительное отношение к процессу умывания.
«Лады-лады».
- Ой, лады, лады, лады,
(Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(Хлопнуть в ладошки и потереть ладошкой о ладошку)
Чисто умываемся,
(Совершать плавные круговые движения руками около лица)
Друг другу улыбаемся.
(Руки широко развести и улыбнуться).
На занятии по конструированию провожу пальчиковые
упражнения. Например:
«Стол».
- У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опустить ладошку).
«Стул».
- Ножки, спинка и сиденье-
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части кулачок).
Эти рифмованные строки и показ ручками помогают
воспитанникам быстрее освоить действия с предметами и решить поставленную
задачу.
Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития
мелкой моторики рук занимают дидактические игры, многие пособия я смастерила
сама. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают
разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.
В группе действует
сенсорные столы, сенсорный куб которые являются частью центра дидактических и
развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется небольшой
группой или индивидуально. Дети могут самостоятельно работать, заниматься с
дидактическим материалом. При необходимости оказываю им помощь. Проведение
игр-занятий способствует развитию мелкой моторики, формирует сенсомоторные
способности детей. Расскажу о некоторых из них.
Дидактическая игра: «Наряди елочку» помогает развивать
мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме,
величине. Для этой дидактической игры я
использую елочку, изготовленные
из фетра и геометрические фигуры разных цветов и форм.
Дидактическая игра «Книжка », которую нам сшила родительница
(пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) также помогает в развитии мелкой моторики
рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и
расстегивать крючки и кнопки.
Дидактическая игра: «Открой замок» также для развития мелкой
моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов ,учит чередовать
фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети
открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и
фигура не встанет на место.
Дидактическая игра: «Палочки» развивает усидчивость ,
развивает воображение , образное и логическое мышление.
Конечно, это только маленькая крупица из тех игр, в которые
играют дети моей группы. Всем известно, что дети любят различные
театрализованные представления. Театр перчаток приносит детям большое удовольствие, ведь они могут не только
рассказать стихотворения, но и изобразить действия или сюжет с помощью
перчаточной куклы. Инсценируем с ребятами потешки , сказки ,что развивает
память и речь дошкольников.
Благоприятное воздействие на сенсорное развитие и
совершенствование ловкости пальцев оказывают также игры с предметами: мозаики,
пирамидки, шнуровки, бусы, пазлы. Также на развитие мелкой моторики оказывает
большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование
пальчиками. И это все мы тоже внедряем в свою работу. Остановимся на некоторых
видах деятельности.
«Шнуровка».
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсомоторную
координацию, совершенствовать координацию движений и гибкость рук.
Собирание пазлов и мозаик.
Цели: развитие мелкой моторики, развитие воображения,
образного и логического мышления, обучение правильному восприятию между частью
и целым.
Работа с бусами помогут скоординировать движение обеих рук.
При этом формируются сенсорные эталоны.
Также для развития мелкой моторики использую работу с
пуговицами. Детям очень нравится расстегивать и застегивать пуговки. Видя, что
у некоторых детей, не получается застегнуть или расстегнуть пуговицы, а это в
основном дети, которые плохо разговаривают, я внесла в свою работу игры с
пуговицами. Мы лепили пуговицы из пластилина, из пуговиц составляли различные
узоры.
У нас есть цветок из фетра. Лепестки разных цветов. Кто
быстрее пристегнет лепестки. Найти пуговицу такого же цвета как и лепесток. С помощью этой дидактической игры я учила
детей застегивать пуговицы, развивала мелкую моторику, логическое мышление.
Дидактическая игра: «Застегни по цвету».
Цели: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы,
развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.
Работая в системе, я добивалась значительных успехов:
пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими;
развивается координация движений; речь ребенка начинается развиваться
интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих
воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих
возможностях, то, ради чего все это мы проводим.
Я принесла много игр. Предлагаю самим составить описание,
паспорт к каждой игре. Вы можете
придумать игру из предложенного материала. У вас есть 5 минут.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2019
Дата обновления: 19.04.2019
Дата публикации: 21.01.2019