Картотека русских народных игр "Гори ясно".
07.08.2025
Картотека русских
народных игр
«Гори ясно»
Цель:
упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой
тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость,
быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в
кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети
идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети
останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием
музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие
хором поют считалочку:
«Гори, гори
ясно,
Чтобы не
погасло,
Раз, два,
три!»
На слова
«Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После
этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый
стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель:
двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание
текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и
разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят
по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в
кругу вместе со всеми)
Ой, ребята,
та-ра-ра!
На горе
стоит гора,
А на той
горе дубок,
А на дубе
воронок.
Ворон в
красных сапогах,
В
позолоченных серьгах.
Черный ворон
на дубу,
Он играет во
трубу.
Труба
точеная,
Позолоченная,
Труба
ладная,
Песня
складная.
С окончание
песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг,
дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Солнце»
Цель:
действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки,
спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить
стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят
по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце
ярче, - Дети ходят
Лето будет
жарче. - по кругу.
Я зима
теплее, - Идут в центр.
А весна
милее - Из центра
обратно.
А зима
теплее, - В центр.
А весна
милее. - Обратно.
После слов
«солнце» (ловишка) ловит детей.
«Теремок»
Цель: развивать
у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения.
Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят,
взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка,
Зайка и Медведь.
Стоит в поле
теремок, теремок. Дети («теремок») идут
по
Он не низок,
не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю,
полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей
остановилась и стучит: Дети
останавливаются.
«Кто, кто в
теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в
не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле
теремок, теремок. Дети («теремок») идут
по
Он не низок,
не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю
лягушка бежит, Лягушка прыгает за
кругом.
У дверей
остановилась и стучит: Дети
останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в
не высоком живёт?»
Мышка. «Я –
Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А
я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди
ко мне жить!»
Таким же
образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь»,
он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их
ловит.
«Сова»
Цель:
развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить
двигаться легко, свободно. Воспитывать
выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из
играющих изображает «сову», остальные
–мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать,
делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит:
«Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты,
совушка - сова,
Золотая
голова.
Что ты ночью
не спишь,
Всё на нас
глядишь?
Сова
говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова
подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами
старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель:
воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие
выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или
колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы,
бубенцы,
Раззвонились
удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай,
откуда звон?
После этих
слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его
поймать.
Как только
жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжае
«Баба - Яга»
Цель:
продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой
образ.
Ход игры:
Играющие
выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга,
костяная нога,, - Дети ходят
С печки
упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в
огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в
баньку, - Из круга
обратно.
Испугала
зайку.
После песни
дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь»
Цель:
развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку.
Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из
детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды,
поют:
У медведя во
бору,
Грибы, ягоды
беру.
А медведь не
спит,
Всё на нас
глядит.
А потом как
зарычит
И за нами
побежит.
Медведь
встает и начинает гоняться за детьми
«Угадай, кто
зовёт?
Цель:
развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать
движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в
кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по
кругу и поют:
Медведь,
медведь, мы к тебе пришли,
Мы к тебе
пришли, медку принесли. «Медведь»
ходит вперевалочку.
Дети
протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.
Медведь,
медведь, получай-ка мёд,
Получай-ка
мёд, угадай, кто зовёт? «Медведь»
кушает мед.
Медведь
закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя.
Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того,
кто его позвал
«Репка»
Цель:
продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать
выдержку, выразительность игро
Ход игры:
Один из
детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды,
поют:
У медведя во
бору,
Грибы, ягоды
беру.
А медведь не
спит,
Всё на нас
глядит.
А потом как
зарычит
И за нами
побежит.
Медведь
встает и начинает гоняться за детьми.
«Сороконожка»
Цель:
совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги,
легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают
друг с другом и поют:
Шла
сороконожка
По сухой дорожке.
Вдруг
закапал дождик: кап!
- Ой,
промокнут сорок лап!
- Идут «паровозиком» пружинным
шагом.
- лёгкий
бег.
Насморк мне
не нужен,
Обойду я
лужи.
Грязи в дом
не принесу,
Каждой
лапкой потрясу.
Идут, высоко
поднимая ноги
- стоя,
трясут правой ногой
- левой
ногой
Шла
сороконожка
По сухой
дорожке
И затопала
потом,
- Ой, какой
от лапок гром! - Идут «паровозиком»
пружинным шагом.
- Идут
топающим шагом.
«Ловушка»
Цель:
выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение
после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений.
Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение
подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные
взаимоотношения.
Ход игры:
Играющие
стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные
платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по
кругу и поют:
Скок, скок,
сапожок,
Выходи-ка на
лужок,
То прыжком,
то бочком,
Топай, топай
каблучком.
Останавливаются.
Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким
поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Стоящие в
кругу
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.08.2025
Дата обновления: 07.08.2025
Дата публикации: 07.08.2025