«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного
возраста».
Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок?
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении
действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие
вопросы. Самостоятельность связана с проявлением активности, инициативы,
элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок, который в результате опыта успешной
деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся
ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности
ученика, новые права, обязанности, отношения) основаны на том, что за годы
дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение
относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки
социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник,
у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные
нервно-психические перегрузки. Новая обстановка. Новые требования вызывают у
него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке
взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в
дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его
беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания,
стремление взрослого, даже их самых лучших побуждений, постоянно опекать и
помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для
его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затрудняется.
Памятка для родителей
«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность»
· Постоянно обогащать знания и умения детей.
· Создавать условия, побуждающие ребёнка активно
использовать имеющиеся знания и навыки.
· Воспитывать интерес к самостоятельным действиям,
регулярно предлагая новые задания.
· Постоянно менять тактику руководства деятельностью
ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным
(совет, напоминание).
· Поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить дело до конца. 
· Ориентировать ребёнка на получение хорошего
результата.
· Постоянно расширять область самостоятельности
ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его
достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного
обучения.
· Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за
собственные успешные действия.