Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
03.10.2025
Роль семьи в воспитании
патриотических чувств у дошкольников.
Быть
гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и
гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами
личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки
этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни
пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в
семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»,
«долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения
к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Мы проводим
совместные праздники в группе. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах
поделок и рисунков.
Семья и дошкольное учреждение – два
главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но
для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт
детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным
доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в
педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче
определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего
ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями
непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и
родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы
нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого,
физического развития, которые эффективно решать всем вместе.
Семья является традиционно главным
институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из
институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован
как личность.
Известно, что основой
духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и
образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой
происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском
саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее
социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании
внутреннего мира ребенка.
Важным условием
нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к
культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью
возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение
детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей
страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,
бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению
вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет
будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо
использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Таким образом,
нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач
дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является
тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей
национальных традиций.
Совместные
формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно –
патриотических качеств:
Работа с семьей – важная и сложная сторона
деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она
направлена на решение следующих задач:
- установление
единства в воспитании детей;
- педагогическое
просвещение родителей;
- изучение и
распространение передового опыта семейного воспитания;
-
ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать
родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и
детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы
работы с родителями:
· беседы;
· консультации: «Воспитание
самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
· совместные конкурсы поделок из природного
материала,поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние
игрушки»;
· совместные работы детей и родителей на
темы: «Моя семья». Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг
друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде
семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный
детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя
родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и
традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семьи
· досуги, праздники: «День матери»,
«Папа, мама, я – дружная семья», «А, ну-ка, папы»;
· поручения родителям.
Для коллектива родителей
организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания,
конференции, выставки, лекции,; оформляются информационные и тематические
стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым
столом.
В настоящее
время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в
настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию
национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных
поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать
осмысление очень важных и глубоких постулатов:
· корни каждого – в истории и традициях
семьи, своего народа, прошлом края и страны;
· семья – ячейка общества, хранительница
национальных традиций;
· счастье семьи – счастье и благополучие
народа, общества, государства.
У каждой семьи своя собственная
история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья –
частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего
народа.
Задача воспитателя прививать детям
мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает
любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство
защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание
и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – его родители. И
для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в
детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах.
Неверно полагать, что воспитывая любовь
к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны
случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны,
а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше
увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и
прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены
в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание ребенком своей роли в
семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание
родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание
способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности
в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи
воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об
индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только
при взаимодействии детского сада и семьи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2025
Дата обновления: 04.10.2025
Дата публикации: 03.10.2025