Дидактическая игра: Математические пазлы «Откуда хлеб пришел?»
20.10.2025
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формировать у детей целостное представление о процессе выращивания и производства хлеба, закрепляя навыки порядкового счета в пределах 5.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знание последовательности чисел от 1 до 5.
Упражнять в умении выстраивать предметы (картинки) в правильной последовательности, ориентируясь на цифру.
Систематизировать знания детей о трудовых процессах, связанных с выращиванием и производством хлеба.
Активизировать словарь: пахота, посев, жатва/уборка урожая, молотьба, выпечка.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи (что за чем следует).
Развивать внимание, зрительную память и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Формировать умение работать в команде и договариваться.
Материал и оборудование:
Набор из пронумерованных полосок-пазлов.
На каждой картинке изображен этап труда людей:
Варианты игры:
Вариант 1. «Собери цепочку» (Индивидуальная или парная работа)
Полоски с цифрами перемешиваются и выкладываются перед ребенком. Задача — разложить полоски по порядку, от 1 до 5, чтобы получился логичный и непрерывный рассказ о том, как появляется хлеб. Ребенок должен прокомментировать свою цепочку: «Сначала тракторист вспахивает землю (1), потом... и в конце пекарь выпекает вкусный хлеб (5)».
Вариант 2. «Что сначала, что потом?»
Воспитатель показывает детям одну полоску (например, №3 «Сбор урожая»). Задача детей — назвать предыдущий этап (№2 «Посев») и последующий (№4 «Молотьба»). Этот вариант отлично развивает логику и умение ориентироваться в последовательности.
Вариант 3. «Исправь ошибку»
Воспитатель выкладывает полоски в цепочку, но намеренно нарушает последовательность (например, ставит «Выпекание» перед «Пахотой»). Дети должны найти и исправить ошибку, объяснив, почему так не может быть.
Вариант 4. «Расскажи историю»
Когда цепочка собрана правильно, ребенок (или группа детей) составляет по ней развернутый рассказ, используя в речи все изученные понятия. Это прекрасное упражнение для развития связной речи.
Ход игры (примерный):
Вводная часть: Воспитатель загадывает загадку о хлебе. «Вот он — тёплый, золотистый, в каждый дом попал, на каждый стол. Его ценят, им гордятся, без него за стол не сядут. Что это?» (Хлеб).
Создание проблемной ситуации: «Как вы думаете, долгий ли путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе? Давайте сегодня сами во всем разберемся!»
Объяснение правил: Воспитатель показывает перемешанные полоски и объясняет, что на каждой из них есть цифра и часть большой истории. Чтобы история получилась правильной, нужно выстроить полоски по порядку, от 1 до 5.
Самостоятельная деятельность детей: Дети (индивидуально, в парах или небольших подгруппах) выполняют задание. Воспитатель наблюдает, при необходимости задает наводящие вопросы.
Рефлексия: После того как все цепочки собраны, воспитатель организует беседу: «Понравилась ли вам игра? Какой этап показался самым трудным? Самым интересным? Почему хлеб нужно беречь?»
Эта игра не только совершенствует математические навыки, но и дает детям бесценные знания о мире, воспитывая уважение к человеческому труду.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2025
Дата обновления: 20.10.2025
Дата публикации: 20.10.2025