Артикуляционная гимнастика:
20.10.2025
Артикуляционная гимнастика:
БЛОК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЦ ГУБ.
«Улыбочка».Ребенка нужно
попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5
секунд.
«Хоботок». Губы нужно
сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Бегемотик». Ребенка нужно
попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
БЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ
ЯЗЫКА.
-«Чистим зубки».Кончиком
языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого
до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
-«Часики». Ребенок должен
приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника.
Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
-«Вкусное варенье». Широким
языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык
прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
БЛОК ДЛЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ
ЯЗЫКА.
-«Лошадка». Ребенок должен
пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ЩЕК.
-«Шарики». Щеки надуваются,
затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
-«Сытый хомячок». Сначала
надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
-«Голодный хомячок». Щеки
втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Дыхательная гимнастика:
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки,
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем,
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
«Повороты головы»
Ежик по лесу гулял
И цветочки собирал.
Справа – белая ромашка,
Слева – розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
«Тортик» (На выдохе)
Ах, как вкусно пахнет этот
тортик………. (Ах, какой чудесный запах……)
Разучивание распевок можно
сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых
инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Например:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Выполняют хлопки)
Выходи скорей гулять
(указательными и средними пальцами шагают по коленям).
Будем с горки ледяной (повторяют
хлопки)
Мы кататься всей гурьбой
(опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).
- У-у-у-у-ух! (Показывают
рукой направление движения сверху вниз.)
За окном звенят капели (дети
выполняют хлопки или звонят в колокольчик),
И цветочки расцвели
(раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).
Поскорей бы прилетели
(выполняют шлепки по коленям)
Утки, гуси, журавли
(складывают ладони клювикам и кивают друг другу).
Для того, чтобы привлечь
дошкольников к распеванию, используются загадки:
-По веткам скачет, да не
птица,
Рыжая, да не лисица?(Белка)
Распевка про белку:
Прыг да скок, прыг да скок,
с ветки делаю прыжок,
Сверху вниз я лечу и тебя
догнать хочу!
Еще одна загадка:
Уши, хобот, все при нем,
-Головой своей кивает, будто
в гости приглашает.(Слон)
Слон огромный словно дом,
обойди его кругом,
И увидишь, что не просто,
влезть на дом такого роста
Также, при разучивании
распевок, используются картинки. В этом
случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели
(открыть рот) будет проще.
Например,распевка про
стрекозу и рыбку, которую можно исполнить по ролям:
Стрекоза:Что сидишь ты там
на дне, выходи летать ко мне!
Рыбка: Ах, летать я не могу,
просто плаваю в пруду!
Илираспевка про кота и
мышку:
Кот: Спускайся, не бойся, не
трону тебя!
Мышка: Ах, серый хитрец, не
обманешь меня!
Среди прочих распевок, используются игровые вокальные упражнения по
подражанию:
Чепуха(дети повторяют каждую
строчку за музыкальным руководителем):
Мы ребята лучше всех,
Любим игры и смех,
Каждый день поем и пляшем,
В музыкальном зале нашем.
Чтоб у деток голосок
Был то низок, то высок.
Запищим мы как мышата,
А потом как медвежата,
Хи-хи-ха-ха,
Вот такая ЧЕПУХА!
Еще в работе используется
игровой приём «СВЕТОФОР» — дети начинают хором петь знакомую распевку, а
водящий по очереди поднимает карточки: красная – петь про себя, жёлтая – петь
тихо, зелёная – петь громко. Дети поют и следят за сменой цвета и
соответственно меняют силу звука.
Вокальные упражнения
развивают у дошкольников
- чистое интонирование (за
счет образности персонажей, пения по ролям);
- дикцию, артикуляцию,
дыхание;
- артистические способности
(жесты, мимику)
И если на каждом занятии
уделять этому 2-3 минуты, (а не от случая к случаю, пару раз в месяц!), то
результаты не заставят себя ждать!
Методика подготовки
голосового аппарата к пению включает упражнения для развития дыхания,
артикуляции, дикции и резонанса. Важно не форсировать нагрузку — попытки петь
слишком громко или брать высокие ноты без подготовки приводят к перенапряжению
голосовых складок. Начинать следует с мягких звуков и постепенно увеличивать
нагрузку.
iocanto.ru
russalkavoice.ru
notazanotoi.ru
Методика может включать
упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания, подвижности
органов артикуляционного аппарата, чёткого произношения звуков и работы с
резонансом.
iocanto.ru
russalkavoice.ru
notazanotoi.ru
Дыхание
Тренировки диафрагмального
дыхания — медленный вдох через нос, плавный, контролируемый выдох через губы с
лёгким сопротивлением. Живот расширяется при вдохе и сжимается при выдохе, что
обеспечивает равномерное и глубокое дыхание.
Упражнение «Руки вверх» —
встать прямо, расположить руки вдоль тела, медленно поднимать руки вверх,
вдыхая через нос, затем медленно опускать руки вниз, выдыхая через рот.
Повторить 8–10 раз.
Подготовка голосового
аппарата к пению: дыхательные упражнения и распевания Артикуляция
Артикуляционная гимнастика —
движения губ и языка без звука. Например: кручение в обоих направлениях и
вытягивание языка вверх и вниз, вытягивание в дудочку и растягивание губ,
вращение сомкнутых губ по кругу.
Упражнения для расслабления
языка — открыть рот и высовывать язык, уложить его палочкой, слегка прижать и
пробовать тянуть в таком положении гласные звуки.
Дикция
Скороговорки — проговаривать
их нужно ритмично, утрируя звуки и удерживая вокальную маску. Важно произносить
скороговорки на одном дыхании.
Упражнения для чёткого
произношения согласных — например, сочетания глухих и звонких согласных «п-б»
для тренировки губ, «к-г» — для гортани. Нужно добиваться чёткого и
одновременно «взрывного» звучания при работе с согласными.
Резонанс
Глиссандо («Сирена») — плавно
скользить голосом от низкой ноты к высокой и обратно, объединяя регистры. Цель
— научить связки плавно менять режим вибрации.
Стаккато на гласных — петь
«га-га-га» или «да-да-да» короткими отрывистыми нотами, переключаясь между
грудным и головным регистрами.
5-ступенчатая гамма с микстом
— петь восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль), начиная с грудного регистра и
постепенно добавляя головной резонанс.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2025
Дата обновления: 21.10.2025
Дата публикации: 20.10.2025