ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ, ОСОБЕННО К РОДИТЕЛЯМ, С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

24.11.2025

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ, ОСОБЕННО К РОДИТЕЛЯМ, С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Жамбаева А.Ц. воспитатель

МБДОУ №96 детский сад «Калинка»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

ds_96@govrb.ru

 

Аннотация.

В данной статье говорится о способах формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в вопросах семейного воспитания, таких как построение взаимоотношений в семье, отношения родителям (именно к маме), к старшему поколению, учитывая традиции, жизненный уклад в семьях нашего народа. Интересна и важна для детей этого возраста и тема материнства, что хорошо прослеживается в игровой их деятельности.

Представленные методы и формы работы могут быть успешно адаптированы педагогами других дошкольных учреждений.

           Ключевые слова: мама - эжы, «День матери» - «Эжын hайндэр», профессия – мэргэжэл, счет – тоо, доброта, забота, взаимопомощь, ласка, уважение.

          

           Актуальность проблемы связана с необходимостью воспитания у детей любви, уважения, заботы, чувства сопереживания, поддержки и взаимопомощи близкому человеку — матери. Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Поэтому развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.

Исходя из этого при подготовке к проведению Дню матери были использованы разнообразные формы, методы с учетом регионального компонента Ведущую роль играют игровая и познавательные деятельности детей [3; с.19].

К сожалению, в настоящее время часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

Праздник «День Матери» служит напоминанием о необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность [1; с.34].

Начав работу по формированию у детей правильного отношения к семье, особенно к родителям, в частности к мамам, мы прежде всего обогатили речь детей и ввели в обиход такие ключевые слова: мама - эжы, «День матери» - «Эжын hайндэр», профессия – мэргэжэл, счет – тоо, доброта, забота, взаимопомощь, ласка, уважение. Следующим важным фактором явилось то, что обогатили предметно-пространственную среду, создав в группе центр сюжетно-ролевых игр в данном направлении. Были размещены дидактические игры «Собери картинку по профессиям», «Ласковое слово для мамы», «Добрые картинки». Была организована выставка «Золотые мамины руки» и предварительная работа детей по созданию рисунков – портретов мам [4; с.33].

Для эффективности усвоения детьми уважительного отношения к мамам использовали виды деятельности: игровую - дидактическое упражнение «Закончи предложение» и познавательную - составление описательного рассказа, подбор слов – эпитетов о маме [2; с.33].

Одним из эффективных методов по формированию бережного отношения к мамам у дошкольников являются также занятия – беседы.

В связи с этим нами было проведено открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением регионального компонента «Мы расскажем, о нашей любимой мамочке» для обмена опытом с коллегами и повышения профессиональной компетентности.

Организация занятия проходила в три этапа:

1 этап: Организационная часть (мотивационный этап). Приветствие гостей, создание игровой ситуации с использованием мнемотаблицы (сюрпризный момент). Рассказ детей о собственных впечатлениях.

2 этап: Основная часть (познавательный этап). Создание воспитателем и детьми собственного произведения – рассказа, посвященного маме.Хочу такой сайт

3 этап: Заключительная часть (рефлексивный этап). Включает физкультурную разминку, целью которой является расслабление мышц и снятие напряжения после активной интеллектуальной нагрузки. Подведение итогов и обсуждение результатов работы.

В ходе занятия и беседы дети узнали о внимательном и чутком отношении к мамам посредством приобщения к государственному празднику «Дню матери».

В процессе работы использовались разнообразные формы работы, позволяющие привлечь максимальное количество детей к активному участию:

·                   Дидактические игры "Закончи предложение", направленные на обогащение словарного запаса;

·                   Речевые упражнения (подбор синонимов, определение характерных черт мамы, раскрытие значения предложенных пословиц о маме и развитие смысловой стороны речи родного языка);

·                   Рассказывание историй (создание коллективного рассказа на тему «Профессии наших мам»);

·                   Артикуляционные разминки (физкультурная минутка);

·                   Творческие задания (создание рисунков, посвященных мамам, чтение детьми стихов с использованием мнемотаблицы).

Кроме того, во время проведения занятия в беседе с детьми уточнялись понятия добра, любви, уважения, заботы, дружбы, помощи и взаимовыручки, что способствует формированию положительного мировоззрения, основанного на ценностях семейной жизни.

При помощи совместной деятельности взрослых и детей, происходит активное общение, которое стимулирует познавательную активность, а также заряжает их положительными эмоциями.

Работа по нравственному воспитанию дошкольников была бы невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных норм поведения. На предварительном этапе родители разучивали с детьми стихи о маме, по семейным фотографиям рассказывали о своих мамах и провели беседу о своих профессиях.

Таким образом, благодаря системной работе, у детей расширился активный словарь, включающий бурятские понятия о семье; в игровой и речевой деятельности отмечается проявление более осознанной заботы, уважения и эмпатии по отношению к родителям; дети активно используют в речи «ласковые слова» и эпитеты, описывая маму, что свидетельствует о формировании у них духовно-нравственных ориентиров и ценностного отношения к семье.

Список литературы:

1.  Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери. /Т.А.Бородинова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2007, № 4. – с.34-39.

2. День матери. /Подготовила А.В.Герасимова. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, № 4. – с.33.

3. Д. Д. Могоева «"Амар сайн, үхибүүд!» - Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2022. – 116 с.: ил.

4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – с. 33. – (Серия «Вместе с детьми»).

    

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.11.2025

Дата обновления: 23.11.2025

Дата публикации: 24.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».