ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ, ОСОБЕННО К РОДИТЕЛЯМ, С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
24.11.2025
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЬЕ, ОСОБЕННО К
РОДИТЕЛЯМ, С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Жамбаева А.Ц.
воспитатель
МБДОУ №96
детский сад «Калинка»
г. Улан-Удэ,
Республика Бурятия
ds_96@govrb.ru
Аннотация.
В данной статье говорится о способах
формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в
вопросах семейного воспитания, таких как построение взаимоотношений в семье,
отношения родителям (именно к маме), к старшему поколению, учитывая традиции,
жизненный уклад в семьях нашего народа. Интересна и важна для детей этого
возраста и тема материнства, что хорошо прослеживается в игровой их
деятельности.
Представленные методы и формы работы могут быть
успешно адаптированы педагогами других дошкольных учреждений.
Ключевые слова: мама - эжы, «День
матери» - «Эжын hайндэр», профессия – мэргэжэл, счет – тоо, доброта, забота,
взаимопомощь, ласка, уважение.
Актуальность проблемы связана с
необходимостью воспитания у детей любви, уважения, заботы, чувства
сопереживания, поддержки и взаимопомощи близкому человеку — матери. Мама играет
важную роль в жизни каждого человека. Поэтому развитие отношений между ребенком
и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.
Исходя из этого при
подготовке к проведению Дню матери были использованы разнообразные формы,
методы с учетом регионального компонента Ведущую роль
играют игровая и познавательные деятельности детей [3; с.19].
К сожалению, в
настоящее время часто любовь к маме дети связывают только с материальными
ценностями, а не духовными.
И, не случайно,
среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери»
занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться
равнодушным.
Праздник «День
Матери» служит напоминанием о необходимости уважительного отношения к труду
матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано
мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От
матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца –
мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств
формирует полноценную личность [1; с.34].
Начав работу по
формированию у детей правильного отношения к семье, особенно к родителям, в
частности к мамам, мы прежде всего обогатили речь детей и ввели в обиход такие
ключевые слова: мама - эжы,
«День матери» - «Эжын hайндэр», профессия – мэргэжэл, счет – тоо, доброта,
забота, взаимопомощь, ласка, уважение. Следующим важным фактором явилось то,
что обогатили предметно-пространственную среду, создав в группе центр
сюжетно-ролевых игр в данном направлении. Были размещены дидактические игры
«Собери картинку по профессиям», «Ласковое слово для мамы», «Добрые картинки».
Была организована выставка «Золотые мамины руки» и предварительная работа детей
по созданию рисунков – портретов мам [4; с.33].
Для
эффективности усвоения детьми уважительного отношения к мамам использовали виды
деятельности: игровую - дидактическое упражнение «Закончи предложение» и
познавательную - составление описательного рассказа, подбор слов – эпитетов о
маме [2; с.33].
Одним из
эффективных методов по формированию бережного отношения к мамам у дошкольников
являются также занятия – беседы.
В связи с этим
нами было проведено открытое занятие непосредственной образовательной
деятельности по развитию речи с применением регионального компонента «Мы
расскажем, о нашей любимой мамочке» для обмена опытом с коллегами и повышения
профессиональной компетентности.
Организация
занятия проходила в три этапа:
1 этап: Организационная
часть (мотивационный этап). Приветствие гостей, создание игровой ситуации с
использованием мнемотаблицы (сюрпризный момент). Рассказ детей о собственных
впечатлениях.
2 этап: Основная
часть (познавательный этап). Создание воспитателем и детьми собственного
произведения – рассказа, посвященного маме.
3 этап: Заключительная
часть (рефлексивный этап). Включает физкультурную разминку, целью которой
является расслабление мышц и снятие напряжения после активной интеллектуальной
нагрузки. Подведение итогов и обсуждение результатов работы.
В ходе занятия и
беседы дети узнали о внимательном и чутком отношении к мамам посредством
приобщения к государственному празднику «Дню матери».
В процессе
работы использовались разнообразные формы работы, позволяющие привлечь
максимальное количество детей к активному участию:
·
Дидактические
игры "Закончи предложение", направленные на обогащение словарного
запаса;
·
Речевые
упражнения (подбор синонимов, определение характерных черт мамы, раскрытие
значения предложенных пословиц о маме и развитие смысловой стороны речи родного
языка);
·
Рассказывание
историй (создание коллективного рассказа на тему «Профессии наших мам»);
·
Артикуляционные
разминки (физкультурная минутка);
·
Творческие
задания (создание рисунков, посвященных мамам, чтение детьми стихов с
использованием мнемотаблицы).
Кроме того, во
время проведения занятия в беседе с детьми уточнялись понятия добра, любви,
уважения, заботы, дружбы, помощи и взаимовыручки, что способствует формированию
положительного мировоззрения, основанного на ценностях семейной жизни.
При помощи
совместной деятельности взрослых и детей, происходит активное общение, которое
стимулирует познавательную активность, а также заряжает их положительными
эмоциями.
Работа по
нравственному воспитанию дошкольников была бы невозможна без участия родителей,
их заинтересованности, понимания важности проблемы, так как семья для ребёнка
является эталоном правил, норм и социальных норм поведения. На предварительном
этапе родители разучивали с детьми стихи о маме, по семейным фотографиям
рассказывали о своих мамах и провели беседу о своих профессиях.
Таким образом, благодаря системной работе, у детей расширился активный
словарь, включающий бурятские понятия о семье; в игровой и речевой деятельности
отмечается проявление более осознанной заботы, уважения и эмпатии по отношению
к родителям; дети активно используют в речи «ласковые слова» и эпитеты,
описывая маму, что свидетельствует о формировании у них духовно-нравственных
ориентиров и ценностного отношения к семье.
Список
литературы:
1. Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к
матери. /Т.А.Бородинова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. –2007, № 4. – с.34-39.
2. День матери.
/Подготовила А.В.Герасимова. // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. – 2007, № 4. – с.33.
3. Д. Д. Могоева
«"Амар сайн, үхибүүд!» - Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2022. – 116 с.: ил.
4. С чего
начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред.
Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – с. 33. – (Серия «Вместе с детьми»).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2025
Дата обновления: 23.11.2025
Дата публикации: 24.11.2025