Открытое интегрированное занятие по развитию речи и познавательному развитию «Лесные жители зимой» с музыкальным сопровождением и с билингвальной средой.

01.12.2025

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое (музыкальное развитие).

Цель: углубить и закрепить знания детей о диких зимующих животных. Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением диких животных.

Задачи

Образовательные: 

-продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

-совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире;

-закрепить и расширить представления о диких животных, знания детей о том, как звери готовятся к зиме;

-формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие:

- развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

-активизировать в речи употребление существительных в родительном падеже: следы кого? зайца, лисы; и прилагательных, характеризующих внешний вид и повадки животных: хитрая лиса, голодный волк, колючий ёж;

-учить согласовывать слова в предложении;

-совершенствовать диалоговую речь;

-способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;

-активизировать в речи названия диких животных на бурятском языке (шандаган, унэгэн, баабгай и т.д.) в ходе отгадывания загадок;

- продолжать работу по прослушиванию музыкальных произведений давая им характеристику: Какая музыка? На кого похожа? Кто это?  и т.д.

Воспитательные:

- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми;

-воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели;

-закрепить и расширить представления о диких животных (медведь, заяц, ёж, лиса, волк, мышь), уточнив их способы подготовки к зиме (спячка, линька, запасание корма, изменение)

1.Организационный момент

Воспитатель: дети, сегодня, когда я шла в детский сад, увидела на дереве кормушку, на которой сидели птицы: воробьи, синицы да сорока. И услышала разговор между ними. Сорока рассказывала воробьям и синицам, что им хорошо живется - сытно, их люди подкармливают, а лесным жителям тяжело приходится, они сами запасы делают, да и снег выпал рано. Шла я и думала, чем же можно помочь лесным жителям и пришла к вам за помощью. Может, поможем им, а заодно узнаем, как же они готовятся к зиме. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо вспомнить правила поведения в лесу. 

«Правила поведения в лесу»

Дети: в лесу нельзя шуметь.  Нельзя оставлять мусор. Нельзя ломать ветки.

Воспитатель: и если мы с вами будем соблюдать эти правила, то сохраним природу. А, чтобы мы не потревожили лесных жителей и стали для них почти невидимыми, давайте на время превратимся в легкие, тихие снежинки. Ребята, а какими бывают снежинки?

Дети: легкие, белые, холодные, голубые, тихие.

Воспитатель: покружимся тихонько, полетаем над жильем лесных зверей. Вставайте ко мне, полетели (Звучит музыка, снежинки летают).  

   2. Основная часть      
Воспитатель: дети, посмотрите, как красиво вокруг, где это мы с вами? (Показ слайдов с лесом)

Дети: в лесу 

Воспитатель: правильно, мы с вами очутились в лесу. Прислушайтесь, вы слышите эти странные звуки? (Включается запись с голосами диких животных). Чьи же это голоса?

Дети: это голоса диких животных

Воспитатель: а, чьи это были голоса, вы узнаете, ответив на загадки, попробуйте угадать, только ответы должны быть на бурятском языке:

-зимой белый, летом – серый (заяц-шандаган)

-рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу, под кустом (лиса- унэгэн)

-в лесу живёт, любит мёд (медведь- баабгай)

-кто в лесу холодном пробит злой, голодный (волк- шоно)

- живёт в норке, грызёт корки
короткие ножки, боится кошки (Мышь-хулгана)

-словно елка, весь в иголках (ёж-заряа)

Вы правильно назвали лесных жителей. Только что-то никого не видно. Вокруг одни деревья, и какие-то непонятные следы

                                                             Игра «Следопыт»
Оборудование: на полу разложены карточки-следы животных (заяц, лиса, волк, медведь и др.)
Ход игры:
на полу разложены следы разных животных. Воспитатель предлагает ребенку выбрать один след, определить, чей он, и назвать животное на русском и бурятском языке. После этого на экране появляется слайд с изображением этого животного, и ребенок самостоятельно или при помощи других детей (педагога) рассказывает, как оно готовится к зиме. Это обеспечивает последовательность и вовлечение всей группы.

Воспитатель (1 слайд медведь): а что медведь делает в это время года?

Дети: он спит. 
Воспитатель: правильно, а почему он спит?

Дети: он подготовился к зиме и залег в спячку. 
Воспитатель: как же медведь готовится к зиме, чем он питается?

Дети: медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, рыбу, нагуливает на зиму жир. 
Воспитатель: а где будет зимовать медведь?

Дети: зимует медведь в берлоге.

Воспитатель: не будем тревожить медведя, полетим дальше. Какой чистый и пушистый снег кругом. Я вижу чьи-то следы, да как их много. Приглядитесь, следы как - будто петляют, кто же их оставил?

Дети: заяц (показ слайда с изображением зайца белого) 
Воспитатель: Следы зайца как называются?

Дети: заячьи.

Воспитатель: где зимует заяц? 
Дети: заяц будет зимовать под кустом. 
Воспитатель: правильно, но в сильные холода он прячется под снегом. Скажите, чем питается заяц?

Дети: заяц питается корой. 
Воспитатель: как заяц приготовился к зиме? Кто знает?

Дети: он меняет цвет шубы, она становится белой. 
Воспитатель: но меняет он цвет шубы постепенно. Зачем же ему менять цвет шубы?

Дети: у зайца много врагов: волки, лисы. Когда шубка становится белой, они его не видят в снегу. Так он от них прячется.

Воспитатель: интересно, куда же дальше приведут нас следы?

Физкультминутка

-по следам к полянке вышли (идут по кругу)

-поднимая ноги выше (на месте поднимаем высоко колени) 
-через кустики и кочки, через ветки и пенечки прыг-скок, прыг-скок (прыгают на месте)

-сели детки на пенек (сели на стулья, на стульях лежит лист бумаги)

-зашуршало под пеньком (шуршащий бумажный оркестр)

Бумажный оркестр

Воспитатель: кто же может так шуршать в своем домике? Кто живет под этим пеньком? чей же здесь ребята дом?

Дети: ёж
Воспитатель: как вы думаете, что он там делает?

 Дети: он готовит постель. 
Воспитатель: как он ее готовит?
Хочу такой сайт

 Дети: он катается клубком и собирает на колючки сухую траву. 
Воспитатель: где же будет зимовать еж?

Дети: он делает углубление в земле и в него укладывается.

Воспитатель: почему же еж спит зимой?

Дети: ему нечего есть.

Воспитатель: как нечего, сухая трава, кора разных деревьев, шишки, которые упали на землю. Разве это не еда

Дети: ежик это не любит

Воспитатель: а что он любит

Дети: его любимая еда — насекомые, жучки, бабочки, ягодки, грибочки. Но это сейчас нет, потому, что на пороге зима жучков и паучков уже нет и ягод, и грибов тоже нет, поэтому он прячется и засыпает.  

Воспитатель: ребята, вижу вы много знаете о лесных жителях, а сейчас, я хочу загадать вам не просто загадки, а музыкальные.  Наталья Владимировна Вам сыграет музыку, вы внимательно   прослушайте и скажите, что же это был за зверь и какой он? (звучит музыка «волка»)

Дети: это волк

Воспитатель: а, какой он волк?

Дети: злой, большой, серы, зубастый, голодный и т.д.

Воспитатель: следующая музыкальная загадка (музыка лисы). Какая она лиса?

Дети: рыжая, хитрая, красивая, лукавая и т.д.

Воспитатель: верно ребята, лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме.  А еще они линяют, и у них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи и ночлега. У каждого ребята свой дом и каждый зверь его строит по-своему. А давайте и мы с вами построим дом:

Разминка –пальчиковая гимнастика

                                                   «Бидэ гэр барихабди»

Бидэ гэрээ  барихабди

Энэ гэртэ байхабди

Оройгоо хэхэбди

Сонхоео табихабди

Углоогуур аба ерээ

Углоогуур эжы ерээ

Углоогуур наран гараа

Воспитатель: а, вот вам последняя музыкальная загадка (музыка мышки).  Мышка какая?

Дети: маленькая, быстрая, серая, ловкая.

Воспитатель: ребята, скажите, а мышка, живет только в лесу?

Дети: нет, она живет и с людьми.

Воспитатель: Мышка полезное животное для дома или вредитель?

Дети: вредитель, она прогрызает стены, мешки с крупами и овощами, она переносит болезни.

Воспитатель: какие вы молодцы.

Ах,  как   мыши надоели, все погрызли, все поели.

Вам ничего это не напоминает?

Дети: это игра «Мышеловка»

Воспитатель: поиграем

Игра «Мышеловка» с   музыкальным сопровождением

Воспитатель: ребята, а сколько сейчас времени? (смотрит) ой, нам пора уже возвращаться обратно в сад.

Тихо падают снежинки

На поля и на перинки

1-2,1-2 полетела детвора (дети полетели по кругу и садимся на стулья)

3.     Итог-рефлексия

Воспитатель: какое увлекательное путешествие у нас получилось. Вам понравилось ребята?

Дети: да

Воспитатель: ребята, ответьте мне

– где мы с вами сегодня побывали?

 – о ком сегодня мы говорили?

 – как звери зимуют, впадая в спячку, а какие нет?

-как вы думаете, почему медведь и ёж засыпают на зиму, а заяц, лиса и волк нет?

-как изменение погоды повлияло на жизнь зайца?

Дети: стало холоднее, выпал снега из-за этого заяц линяет и меняет цвет шубки с серой на белую, его не видно на снегу зимой, так он спасается от хищников.

Воспитатель: а у волка и лисы что-то меняется

Дети: да они тоже линяют и их шерсть становится гуще и теплее

Воспитатель: ребята, а как мы сегодня помогли лесным жителям? Помните в начале я Вам рассказала разговор сороки о том, что

Дети: мы помогаем им, мы их подкармливаем, а диким животным мы не можем помочь, зато мы много о них узнали, как они зимуют

Воспитатель: ребята может все же кто-то им помогает, может есть люди, которые работают в лесу. Как называется их профессия?

Дети: лесник. Они охраняют лес и животных, подкармливают их, разлаживают сено, крупу,  кору.

Воспитатель: молодцы. Спасибо вам, ребята, что вы вместе со мной побывали в таком увлекательном путешествии, узнали так много интересного и нового.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.12.2025

Дата обновления: 01.12.2025

Дата публикации: 01.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».