Квест игра. Игровые технологии дошкольного образования.
01.12.2025
Квест игра. Игровые технологии дошкольного образования.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и
детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое
общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В
образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые,
ролевые, компьютерные игры.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства,
при отсутствии изоляции пассивных детей.
- отбору, разработке, подготовке игр
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя
важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению
(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость
творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения
приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в
отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Главные признак
педагогической игры в игровой технологии - четко поставленная цель обучения и
соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно -
познавательной направленностью
- По игровому оборудованию - настольные, компьютерные,
театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и
систематическое общение педагога и детей. Ее значение
- активизирует воспитанников
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко
сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий
за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения
материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства,
при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям
раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в
игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче
усваивают материал любой сложности.
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра
тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое
усвоение знаний;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей.
Современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития
способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения
материала. Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми
сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его
основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса
через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов
регулирования качества образования в детском саду.
Квест - это командная игра.
2.1 Варианты для составления квест-игры
Варианты квестов:
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый
остров, в поисках приключений)
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например,
«Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем
Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с
Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных,
растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем
клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям
на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам
Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники
Варианты заданий и подсказок в квест - игре.
- Двигательные упражнения, спортивные эстафет
- Загадки, вопросы, ребусы.
- Пазлы или лабиринты, где нужно проползти между натянутыми верёвками
или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного
строительного конструктора
- Игры «Найди отличия», «Что лишнее?» Например, детям предлагаются
картинки с изображениями предметов, задача - определить лишний предмет, который
и станет словом-подсказкой.
- Упражнения на классификацию.
- Логические таблицы.
- Задания на измерения.
- Ориентировка по схемам.
- Выкладывание предметов из палочек, фигур.
- Математические упражнения (счет, решение примеров, арифметические
задачи и т.д.).
- Подсказки в виде моделей, схем
- Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.
- Творческие задания (сочинение синквейнов, загадок, сказок и т.д.).
Любой квест требует тщательной подготовки педагога.
План подготовки игры - квест включает в себя следующие обязательные
пункты:
- написание сценария, содержащего информацию познавательного
характера;
- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная
грамота, подсказки и т.д.)
Планирование и подготовка квест-игр
Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста:
- Принцип навигации. Педагог направляет детей, «наталкивает» на
правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача
педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.
- Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и
индивидуальным особенностям дошкольников.
- Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а
также с заданиями ранее пройденных квестов.
- Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и
образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
- Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности
и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
- Принцип присутствия выбора. Нужно преподнести так, чтобы ребёнок
воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный
выбор средств - яркий способ формирования «иллюзии добровольности».
- Принцип «Шахерезады». Непрерывность проведения квеста по времени.
Отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест-игра медленно переходит в
сюжетно-ролевую игру. Тематика квеста может быть использована в течение всего
дня, недели, как сказка Шахерезады
При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и
то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это
закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет
участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться
в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В
зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы
- Линейные квесты - это квест в котором игра построена по цепочке:
разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не
пройдут весь маршрут;
- Штурмовые квесты - это в которых все игроки получают основное
задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают
пути решения задач
- Кольцевые квесты представляют собой тот же «линейный» квест, но
замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них
финишными.
Для составления маршрута можем использовать разные варианты
Маршрутный лист. На нем могут быть просто написаны последовательно
станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное
слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать.
«Волшебный клубок» На клубке ниток последовательно прикреплены записки
с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок,
дети перемещаются от станции к станции;
Карта (схематическое изображение маршрута).
«Волшебный экран» Планшет или ноутбук, где последовательно расположены
фотографии тех мест, куда должны последовать участники.
«Следы» Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным
стрелочкам или приклеенным следам.
«Ромашка с заданиями на лепестках» Получить право на передвижение
можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках
ромашки.
«Тайник» Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных
шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой.
«Секретное письмо» Ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным
карандашом и обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения,
выполненного восковой свечой или белым восковым мелком.
Так же участники могут узнавать о том, куда дальше идти только после
того, как выполнят задание на станции (ответ на задание и есть название
следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории)
и т. п.
Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом,
чтобы избежать их пересечения друг с другом.
2.3 Примеры сценариев квест-игр
Пример сценария квест-игры для детей подготовительной группы
«Путешествие за сокровищам
Цель: активизация познавательной активности и интереса детей к
обучению; совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение),
памяти, внимания, речи; развитие самостоятельности, инициативности, творчества;
формирование положительного отношения к учебной деятельности и сотрудничеству
со взрослыми и сверстниками
Подготовительная работа:
1. Составляется карта маршрута, загадки, ребусы, пазлы, творческие
задания и необходимые материалы.
2. Организуется пространство (группа делится на зоны-задания).
3. Готовятся призы-сюрпризы для финального этапа.
Ход мероприятия:
Этап 1. Мотивация и постановка общей цели
Педагог объявляет начало путешествия, цель которого — найти спрятанные
сокровища. Для этого участникам предстоит пройти ряд испытаний, выполняя
интересные задания.
Задание №1. Загадка капитана.
Ребёнку даётся загадка или головоломка («Где прячется ключ?»). Решив
её, участники получают первую подсказку.
Этап 2. Прохождение этапов-препятствий
Группа делится на команды или действует сообща. Каждая команда
проходит серию заданий, перемещаясь по карте маршрута.
Примеры заданий:
- Найти предмет по словесному описанию (например, красный мячик)
- Собрать пазл и назвать изображённое животное.
- Выполнить физические упражнения (перепрыгнуть препятствия, проползти
тоннель).
- Ответить на вопросы викторины.
Каждое задание связано с темой путешествий, приключений, морских
открытий.
Этап 3. Интеграция пройденных маршрутов
Все найденные ключи собираются вместе, открывая доступ к сундуку с
сокровищами
Этап 4. Итоги и награждени
Команда получает символический приз (медали, наклейки, сладости),
проводится беседа-обобщение, фиксируются успехи каждого участника.
Пример сценария квест-игры для детей средней группы
«Путешествие в волшебный лес
Цель: учить ориентироваться в пространстве; познакомить с элементами
живой природы леса; активизировать творческое мышление и воображение
Задания квеста:
1. Станция №1 — Лесная тропинка
- Задача: Найти путь через лабиринт, нарисованный мелом на асфальте
или выложенный лентой на полу.
- Образовательная цель: Развитие ориентации в пространстве, мелкой
моторики
2. Станция №2 — Волшебные гриб
- Задача: Собрать корзинку грибов разной величины и цвет
- Образовательная цель: Изучение размеров и цветов предметов, развитие
зрительного восприятия
3. Станция №3 — Пазлы лесных зверушек
- Задача: Сложить картинку из пазла, изображающего животное.
- Образовательная цель: Тренировка внимательности, развитие образного
мышления
4. Станция №4 — Музыкальная полян
- Задача: Узнать звуки природы (шум ветра, птичье щебетанье), назвать
животных, чей голос услышали
- Образовательная цель: Развитие слухового восприятия, расширение
кругозора.
5. Станция №5 — Волшебная мастерская
- Задача: Нарисовать картину красками или сделать аппликацию,
используя природный материал (листья, шишки, веточки).
- Образовательная цель: Проявление творчества, развитие фантазии и
воображения.
Итоги
По завершении путешествия ребята делятся впечатлениями, рассказывают,
чему научились и что нового узнали. Организуется выставка рисунков и поделок.
Материалы и оборудование:
- Карточки-задания, схемы маршрутов.
- Ленты, меловое покрытие для рисования дорожек.
- Картонные корзины, искусственные грибы разных форм и цветов.
- Набор пазлов с изображением животных.
- Записи звуков природы.
- Краски, кисти, бумага, природные материалы для творчества
Пример сценария квест-игры для детей старшей группы
«Спасение солнечного лучика»
Цель: способствовать развитию внимательности, умения действовать
совместно, развивать логическое мышление и воображение (игру можно провести в
помещении детского сада или на свежем воздухе).
Сюжет: Жил-был солнечный лучик, который освещал весь мир яркими
красками. Но однажды злой волшебник похитил этот лучик и спрятал его глубоко в
сказочном лесу (или замке). Теперь солнце стало тусклым, а лес погрузился в
полутьму. Чтобы вернуть радость миру, дети отправляются в путешествие,
преодолевая препятствия и собирая подсказки, ведущие к спасению солнечного
лучика.
Задания и этапы квеста:
Этап 1: Сбор в путь
Дети собираются вокруг воспитателя, который рассказывает историю
похищения солнечного лучика. Для начала путешествия каждому ребенку выдается
специальный пропуск-карточка, подтверждающая готовность отправиться в поход.
Задача этапа: Преодолеть первое препятствие — отгадать простую загадку
— Без окон, без дверей, полна горница людей. Что это?
Правильный ответ: огурец! За верный ответ дети получают первую
подсказку
Этап 2: Волшебный мост
Перед детьми возникает небольшая преграда — река (можно нарисовать
мелом линию на асфальте или расстелить широкую ленту на полу). Переправиться
можно только найдя волшебный мост. Дети ищут картинку моста, разложенную
поблизости.
Задача этапа: Дойти до конца реки, следуя стрелкам-направлениям,
ведущим к картинке моста.
Этап 3: Встреча с мудрым совёнко
За речкой сидит совенок-мудрец, который охраняет вторую подсказку. Он
задаёт детям лёгкую логическую задачку или ребус
Задача этапа: Решить предложенное задание и получить следующую
подсказку — направление движения дальше.
Этап 4: Лес загадок
Детям предстоит преодолеть небольшой лабиринт из верёвок или лент.
Внутри каждого круга расположены карточки-загадки, решив которые ребята узнают
следующее задание.
Задача этапа: Собрать все правильные ответы и следовать полученной
инструкции, ведущей к следующему пункту маршрута.
Этап 5: Испытание дружбой
Чтобы спасти солнечный лучик, ребятам предстоит продемонстрировать
свою сплоченность и взаимопомощь. Все участники встают плечом к плечу, держась
друг за друга, и выполняют простое физическое упражнение
("Походочка"), двигаясь синхронно.
Задача этапа: Выполнить коллективное движение аккуратно и весело,
чтобы перейти к последнему испытанию
Этап 6: Спасение солнечного лучика
В конце пути ребят ждёт сундук с драгоценностью — золотым шариком или
игрушечным солнышком. Они открывают сундук и видят яркое сияние солнечного
лучика, возвращённого домой.
Завершение игры:
Воспитатель поздравляет всех детей с успешным выполнением миссии и
предлагает вспомнить самые интересные моменты путешествия. Затем детишки играют
в подвижные игры или делают поделки на тему солнца
Заключение
Таким образом, современные игровые технологии охватывают широкий
спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая
эффективность усвоения материала. Достоинства игровых технологий обучения
заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные
эмоции, концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится
желанной, личной целью.
Квест-игра становится отличной возможностью для педагога и детей
увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его
почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу,
предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс,
сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым
Вывод таков, что квест-игра является одним из интересных средств,
направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой,
физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным
требованием ФГОС ДО.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.12.2025
Дата обновления: 01.12.2025
Дата публикации: 01.12.2025