Познавательный проект «Мини музей «Русский колорит»

13.12.2025

Познавательный проект

«Мини музей «Русский колорит»

подготовительная к школе

логопедическая группа №18                                                      

                                  

Руководители: 

                                                             Гурулёва А. В.

Абрамова Н. В.

                                                        

Содержание

                                                                                                                          

1. Паспорт проекта мини-музея «Русский колорит»

2. Характеристика мини-музея «Русский колорит»

3. План работы по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры

4.Список литературы

 

1.     Паспортные данные мини – музея

Название: Мини-музей «Русский колорит»

Руководители: Гурулёва А. В., Абрамова Н. В.

Место расположения, условия: мини-музей находится в   групповой комнате подготовительной к школе группы №18 «Чудесники», МБДОУ детский сад №96 «Калинка».

Вид: исследовательский, творческий, коллективный.

Участники: Мини-музей предназначен для воспитанников подготовительной группы, воспитателей, родителей детей.

В мини-музее проводится образовательная деятельность по образовательным областям со старшими дошкольниками; досуги и развлекательные мероприятия.

Направленность мини-музея «Русский колорит»: социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое; этнография, русское народное творчество.

            Проблема - аспекты музейной деятельности

Музей - это место, где хранятся и выставляются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее все особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. Вследствие этого лишаются возможности приобщаться к этой стороне культуры народа.

Поэтому надо музей «принести» ребенку, поместить его в стенах дошкольного учреждения, в группе.  Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Потому в дошкольном учреждении музей называют «мини музеем».

            Важная особенность мини-музея нашей группы «Русский колорит» - это результат общения и совместная работы воспитателей, детей и их семей.

            Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, Дети чувствуют свою причастность к мини-музею. Ведь они участвуют в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты и проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, работами выполненные совместно с взрослыми.

           В мини-музее «Русский колорит» представлены разные виды предметов быта русской старины, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках, потешках, песенках, прибаутках.

           Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора с детьми.

          Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет:

Ø реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Ø является действительным модулем развивающей предметной среды,

Ø средством индивидуализации образовательного процесса;

Ø способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры,

Ø расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Ø помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива

дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

           Итак, мини-музей «Русский колорит» предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Новизна проекта

Новизна проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

- ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

- ценность слова, как возможность общаться;

- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

- ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

- ценность познания мира;

- ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте прослеживается связь между образовательными областями:

Художественно- эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

           Цель: Реализация направления «Музейная педагогика» и создание условий для развития личности ребенка путем включения в многообразную деятельность музея.

          Задачи: 

Ø Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и

пополнению мини-музея.

Ø Обогащение речи и активизация словарного запаса детей пословицами,

поговорками, загадками и закличками к старинным детским играм.

Ø Формировать чувство любви к Родине через личное участие детей,

родителей и педагогов в праздниках народного календаря: Масленица, Пасха и др., познакомиться с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников.

Ø Ориентировать семью на воспитание у детей чувства патриотизма и

духовно – нравственное воспитание.

Ø Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в

доступной форме уникальную историю русского народа.

Ø Развивать личностные качества детей средствами музейной

педагогики. 

ü Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей

 страны, развивать чувство гордости за свой народ.

 

           Соблюдение принципов:

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

           Педагогические функции проекта мини-музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки реализуемой программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре, быту, традициям.

Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

           Формы работы по проекту в мини-музее:

Ø НОД в мини-музее группы «Русский колорит» (педагог объясняет

связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Ø Совместная деятельность в мини-музее группы «Русский колорит»

(создание образов, предметов, погружение в атмосферу старины).

Ø Тематические досуги в мини - музее группы «Русский колорит»

(«Милости просим в нашу избу», «Рождественские колядки», «Масленица» …).

Ø Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные

и психологические роли, проигрывают их).

Ø Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем

уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

Основная идея развития мини-музея.

          Основная идея мини-музея направлена на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Прогнозируемые результаты

У детей:

Ø Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об

истории, культурной жизни, быте русского народа;

Ø Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах,

театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;

Ø Сформированность первых представлений о культуре своего народа,

обычаях;

Ø Обогащение словарного запаса детей;

Ø Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:

доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

Ø Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, старшему поколению;

Ø Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

У родителей:

Ø Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные

познания в мире краеведения;

Ø Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно –

творческой деятельности;

Ø Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного

и образовательного процесса.

У воспитателей:

Ø Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными

знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Формы и методы работы.

В работе можно использовать различные методы:

Ø Наглядный метод используется вовремя- чтения педагогом рассказов;

наблюдений; показа сказок (взрослыми, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Ø Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Ø Практический метод используется, когда необходимо организовывать

продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные поделки; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В зависимости от содержания занятий формы работы могут быть:

лекционными (обзорные беседы с дошкольниками); оформительскими (изготовление выставки, изготовление собственных экспонатов); организаторско-массовыми (проведение викторин, игр, конкурсов).

2.     Характеристика мини-музея «Русский колорит»

            В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты и игры.Хочу такой сайт

             Разделы мини-музея:

Ø «Русская изба»: «Лукошко», «Домашняя утварь»«Мастерская кукол»

«Рукотворный мир».

          Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно образовательных областях«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Ø «Библиотека»

          Здесь собраны потешки, заклички, детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта. Фонотека р. н. песен и звуков р. н. инструментов.

Ø «Игротека»

           Игры и атрибуты для игр дети могут использовать самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.

3.     План работы мини-музея «Русский колорит»

на 2025-2026 учебный год

          Цель: формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение к музейной среде.

Месяц

Тема

Программное содержание. Задачи

1

сентябрь

«Милости просим, гости дорогие!»    

Знакомство с музеем «Русский колорит», экскурсия      

2

октябрь

Познавательный час

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа об осени, ее приметах, рассказ о труде людей в осенний период, народные приметы, разучивание песенки – попевки,

«Огородная-хороводная»

3

октябрь

«Как рубашка в поле выросла»

Беседа о выращивании и обработке льна, о русском народном костюме, разучивание хоровода «Со вьюном я хожу…», интерактивная экскурсия-ткацкая фабрика

 

4

ноябрь

 «Что расскажет о себе посуда». Лепка из глины «Посуда»

Познакомить со старинной утварью, посудой. 

Познакомить детей с гончарным искусством, учить лепить посуду из глины

5

ноябрь

«Песня - душа народа»

Знакомство детей с русским музыкальным фольклором 

6

декабрь

«Щи да каша пища наша», изготовление с детьми винегрета

 

Презентация русских народных блюд, загадки об овощах, хлебе, грибах, ягодах, чтение сказки «Вершки и корешки»

 

7

декабрь

«Зима не лето – в шубу одето»

Русские народные игры

«Зимние забавы»

Беседа о характерных особенностях зимы, рассматривание шедевров русской живописи Сычков Ф.В. «Зимние забавы», чтение стихотворение Сурикова «Детство», хоровод «Как на тоненький ледок» 

8

январь

«Пришла Коляда накануне

Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок.  Разучивание русских народных песен, инсценировка сказки «Морозко»

9

январь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство детей с русской печью, рассказать о ее пользе в жизни человека в старину, познакомить с блюдами русской кухни 

10

февраль

«Мчится тройка удалая», лепка игрушки - коня из глины

Знакомство детей с образом коня, его значением в жизни русского народа, слушание русской народной песни «Ходит конь по бережку»

11

февраль

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения в старину, показ теневого театра «Лисичка – сестричка и серый волк»

12

март

Квест – игра «Моя малая Родина» 

Краеведческая игра по станциям, формировать интерес дошкольников к изучению родного края – Бурятии

13

март

«Дело мастера боится» 

Роспись по дереву

«Матрешка»

Путешествие по народным промыслам, учить замечать и выделять различные средства выразительности изделий различных промыслов, показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства

14

март

«Масленичные потехи»

Фольклорный праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны. Изготовление кукол – Масленицы

15

апрель

«Семья - это семь Я»

Формировать у детей представление о семье, познакомить с семейным древом, развивать интерес к истории своего рода, желание поделится информацией с товарищами, воспитывать чувство долга и любви к близким 

16

 

Наглядное пособие «Бабушкин сундучок», экспериментально – исследовательская деятельность

Знакомство с «Бабушкиным сундучком». Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности; Расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов, познакомить с техникой проведения опытов

17

апрель

«Подарки белоствольной красавицы»

Беседа о русской красавице – березе, стихи, загадки, песни, разучивание хоровода «Во поле березонька стояла», рассказать о свойствах бересты, рассмотреть готовые изделия, опыты с берестой

18

май

«Страна героев»

Беседа о войне, просмотр видеофильма о войне, презентация книги «Спасибо деду за Победу», исполнение военных песен

 

май

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских былинных богатырях, о воинах-защитниках Отечества 

19

май

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях земляках, просмотр видеоматериалов, заключительная коллективная работа «Моя малая Родина»

20

В течение года

Организация экскурсий в мини-музей «Русский колорит»

Приобщение детей к наследию русской народной культуры

21

В течение года

Пополнение мини-музея «Русский колорит» новыми экспонатами;

Расширять познавательный интерес детей, родителей, педагогов и обогащение предметно-развивающей среды

Таким образом, наилучшие результаты мы достигнем только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают, только так они становится близкими и понятными каждому ребенку.

           Список литературы:

    1.  Н. Н. Яковлева. Использование образовательного пространства мини-

музея «Русская изба»- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

    2. Л. В. Любимовой «Поэтика народной культуры», Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3.     Мини – музей в детском саду. Авторы: Н. Рыжова, Л. Логинова, А.

Данюкова, изд.: Линка – пресс 2008

4.     Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Автор М. Ю.

Новицкая, изд.: Линка – Пресс 2003

5.     Художественно – эстетическое и социально – 

нравственное воспитание дошкольника. Состав. К.Ю. 

Белая, В.Н. Зимонина, Изд.: «Школьная Пресса» 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.12.2025

Дата обновления: 13.12.2025

Дата публикации: 13.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».