Познавательный проект «Мини музей «Русский колорит»
13.12.2025
Познавательный проект
«Мини музей «Русский
колорит»
подготовительная
к школе
логопедическая
группа №18
Руководители:
Гурулёва А. В.
Абрамова
Н. В.
Содержание
1.
Паспорт проекта мини-музея «Русский колорит»
2. Характеристика мини-музея «Русский
колорит»
3. План работы по
ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
4.Список
литературы
1.
Паспортные данные
мини – музея
Название: Мини-музей «Русский
колорит»
Руководители: Гурулёва А. В., Абрамова
Н. В.
Место
расположения, условия: мини-музей находится в групповой комнате подготовительной к школе
группы №18 «Чудесники», МБДОУ детский сад №96 «Калинка».
Вид:
исследовательский,
творческий, коллективный.
Участники: Мини-музей
предназначен для воспитанников подготовительной группы, воспитателей, родителей
детей.
В
мини-музее проводится образовательная деятельность по образовательным областям со
старшими дошкольниками; досуги и развлекательные мероприятия.
Направленность мини-музея «Русский колорит»: социально –
коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое; этнография, русское народное
творчество.
Проблема
- аспекты музейной деятельности
Музей - это место,
где хранятся и выставляются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это
место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не
увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы
прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется
запомнить. В музее все особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно
не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не
часто ходит в музеи. Вследствие этого лишаются возможности приобщаться к этой
стороне культуры народа.
Поэтому надо музей
«принести» ребенку, поместить его в стенах дошкольного учреждения, в группе. Но такой музей должен обязательно обладать
целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В условиях
детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям
музейного дела. Потому в дошкольном учреждении музей называют «мини музеем».
Важная
особенность мини-музея нашей группы «Русский колорит» - это результат
общения и совместная работы воспитателей, детей и их семей.
Мини-музеи в группе позволяет нам
сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, Дети чувствуют
свою причастность к мини-музею. Ведь они участвуют в обсуждении его
тематики, приносить из дома экспонаты и проводить экскурсии для младших,
пополнять их своими рисунками, работами выполненные совместно с взрослыми.
В
мини-музее «Русский колорит» представлены разные виды предметов быта русской старины,
наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках, потешках, песенках,
прибаутках.
Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта,
эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для
интересного разговора с детьми.
Музейная педагогика в условиях
детского сада позволяет:
Ø реализовывать
комплексные и дополнительные образовательные программы;
Ø является
действительным модулем развивающей предметной среды,
Ø средством
индивидуализации образовательного процесса;
Ø способствует
воспитанию у дошкольников основ музейной культуры,
Ø расширяет их
кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской
деятельности;
Ø помогает наладить
сотрудничество педагогического коллектива
дошкольного
учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Итак, мини-музей «Русский колорит» предназначен
для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития
детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Новизна
проекта
Новизна
проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания
и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается
на следующие ценности:
-
ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь
природу, заботиться о младших, уважать старших;
-
ценность слова, как возможность общаться;
-
ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык,
культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и
взаимопонимание;
-
ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви,
сострадания и милосердия;
-
ценность познания мира;
- ценность
свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил,
законов общества.
В
данном проекте прослеживается связь между образовательными областями:
Художественно-
эстетическое развитие
Коммуникативно
– личностное развитие
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Физическое
развитие
Цель: Реализация направления «Музейная педагогика» и создание условий для
развития личности ребенка путем включения в многообразную деятельность музея.
Задачи:
Ø
Включить
детей и родителей в творческий процесс по созданию и
пополнению
мини-музея.
Ø
Обогащение
речи и активизация словарного запаса детей пословицами,
поговорками,
загадками и закличками к старинным детским играм.
Ø
Формировать
чувство любви к Родине через личное участие детей,
родителей
и педагогов в праздниках народного календаря: Масленица, Пасха и др.,
познакомиться с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников.
Ø
Ориентировать
семью на воспитание у детей чувства патриотизма и
духовно
– нравственное воспитание.
Ø
Раскрыть
через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в
доступной
форме уникальную историю русского народа.
Ø
Развивать
личностные качества детей средствами музейной
педагогики.
ü
Воспитывать
бережное отношение к культурному наследию своей
страны, развивать чувство гордости за свой
народ.
Соблюдение принципов:
Принцип
непрерывности:
музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой
занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий,
экскурсий и прогулок.
Принцип
партнёрства:
музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему
реализуются права ребёнка.
Педагогические функции проекта мини-музея:
Образовательные: усвоение
информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических
материалов, расширяющих рамки реализуемой программы, обогащение словарного
запаса.
Развивающие: активация
мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических
структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: формирование
личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств,
интереса к народной культуре, быту, традициям.
Просветительские: формирование
умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой
информации.
Формы работы по проекту в мини-музее:
Ø
НОД
в мини-музее группы «Русский колорит» (педагог объясняет
связь
какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для
музея).
Ø
Совместная
деятельность в мини-музее группы «Русский колорит»
(создание
образов, предметов, погружение в атмосферу старины).
Ø
Тематические
досуги в мини - музее группы «Русский колорит»
(«Милости
просим в нашу избу», «Рождественские колядки», «Масленица» …).
Ø
Театрализация
(дети примеряют на себя различные историко-культурные
и
психологические роли, проигрывают их).
Ø
Ребенок-экскурсовод
(ребенок-рассказчик на качественно лучшем
уровне
усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с
большим вниманием и отдачей).
Основная
идея развития мини-музея.
Основная идея мини-музея направлена на
приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально –
психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на
материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных
ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Прогнозируемые
результаты
У
детей:
Ø Обретение ребенком
целостной смысловой картины представлений об
истории,
культурной жизни, быте русского народа;
Ø Отражение в
художественно – творческой деятельности (музыке, танцах,
театральной
деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
Ø Сформированность
первых представлений о культуре своего народа,
обычаях;
Ø Обогащение
словарного запаса детей;
Ø Сформированность
представлений о морально-нравственных ценностях:
доброте,
правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
Ø Развитие
коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым,
сверстникам, старшему поколению;
Ø Обогащение
представлений детей о культурном наследии своего народа.
У
родителей:
Ø Пробуждение
желания открывать и систематизировать собственные
познания
в мире краеведения;
Ø Активизировать
участие вместе с детьми в поисковой, художественно –
творческой
деятельности;
Ø Проявление позиции
активных участников и партнеров воспитательного
и
образовательного процесса.
У
воспитателей:
Ø Пополнение своего
педагогического арсенала научными обоснованными
знаниями
о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении
дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном
методе в деятельности дошкольного учреждения.
Формы
и методы работы.
В
работе можно использовать различные методы:
Ø Наглядный метод
используется вовремя- чтения педагогом рассказов;
наблюдений;
показа сказок (взрослыми, детьми); рассматривания книжных иллюстраций,
репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу,
целевых прогулок; моделирования сказок.
Ø Словесный метод
представляется наиболее эффективным в процессе
чтения
литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми,
воспитателем; бесед с элементами
диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические,
игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям; разбора житейских ситуаций; проведения
викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Ø Практический метод
используется, когда необходимо организовывать
продуктивную
деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные,
малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные поделки; провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с
детьми наглядные пособия для занятий.
В зависимости от содержания занятий формы
работы могут быть:
лекционными
(обзорные беседы с дошкольниками); оформительскими (изготовление выставки,
изготовление собственных экспонатов); организаторско-массовыми (проведение
викторин, игр, конкурсов).
2.
Характеристика мини-музея
«Русский колорит»
В
музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты и игры.
Разделы мини-музея:
Ø «Русская изба»: «Лукошко», «Домашняя
утварь», «Мастерская кукол»,
«Рукотворный мир».
Экспонаты данных коллекций находятся
в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме
того, предметы быта из разных материалов могут использоваться для
классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно
образовательной деятельности, конкретно образовательных областях: «Познавательное
развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ø «Библиотека»
Здесь собраны потешки, заклички,
детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта. Фонотека
р. н. песен и звуков р. н. инструментов.
Ø «Игротека»
Игры и атрибуты для игр дети могут
использовать самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или
вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.
3.
План работы
мини-музея «Русский колорит»
на 2025-2026
учебный год
Цель:
формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение к
музейной среде.
|
Месяц |
Тема |
Программное
содержание. Задачи |
|
|
1 |
сентябрь |
«Милости
просим, гости дорогие!» |
Знакомство
с музеем «Русский колорит», экскурсия |
|
2 |
октябрь |
Познавательный
час «Гуляй, да
присматривайся» |
Беседа об осени,
ее приметах, рассказ о труде людей в осенний период, народные приметы,
разучивание песенки – попевки, «Огородная-хороводная»
|
|
3 |
октябрь |
«Как рубашка в поле выросла» |
Беседа
о выращивании и обработке льна, о русском народном костюме, разучивание
хоровода «Со вьюном я хожу…», интерактивная экскурсия-ткацкая фабрика |
|
4 |
ноябрь |
«Что расскажет о себе посуда». Лепка из
глины «Посуда» |
Познакомить со
старинной утварью, посудой. Познакомить
детей с гончарным искусством, учить лепить посуду из глины |
|
5 |
ноябрь |
«Песня - душа народа» |
Знакомство детей
с русским музыкальным фольклором |
|
6 |
декабрь |
«Щи да каша пища наша», изготовление с детьми винегрета |
Презентация русских народных блюд, загадки об овощах, хлебе, грибах,
ягодах, чтение сказки «Вершки и корешки» |
|
7 |
декабрь |
«Зима
не лето – в шубу одето» Русские
народные игры «Зимние
забавы» |
Беседа о
характерных особенностях зимы, рассматривание шедевров русской живописи
Сычков Ф.В. «Зимние забавы», чтение стихотворение Сурикова «Детство», хоровод
«Как на тоненький ледок» |
|
8 |
январь |
«Пришла
Коляда накануне Рождества»
|
Беседа о
рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен,
инсценировка сказки «Морозко» |
|
9 |
январь |
«Стоит
изба из кирпича, то холодна, то горяча» |
Знакомство
детей с русской печью, рассказать о ее пользе в жизни человека в старину,
познакомить с блюдами русской кухни |
|
10 |
февраль |
«Мчится
тройка удалая», лепка игрушки - коня из глины |
Знакомство
детей с образом коня, его значением в жизни русского народа, слушание русской
народной песни «Ходит конь по бережку» |
|
11 |
февраль |
«Светит,
да не греет» |
Беседа
о разных источниках освещения в старину, показ теневого театра «Лисичка –
сестричка и серый волк» |
|
12 |
март |
Квест
– игра «Моя малая Родина» |
Краеведческая
игра по станциям, формировать интерес дошкольников к изучению родного края –
Бурятии |
|
13 |
март |
«Дело
мастера боится» Роспись
по дереву «Матрешка»
|
Путешествие по
народным промыслам, учить замечать и выделять различные средства
выразительности изделий различных промыслов, показать взаимосвязь устного,
изобразительного и музыкального народного искусства |
|
14 |
март |
«Масленичные
потехи» |
Фольклорный
праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны. Изготовление кукол –
Масленицы |
|
15 |
апрель |
«Семья
- это семь Я» |
Формировать у
детей представление о семье, познакомить с семейным древом, развивать интерес
к истории своего рода, желание поделится информацией с товарищами,
воспитывать чувство долга и любви к близким
|
|
16 |
|
Наглядное
пособие «Бабушкин сундучок», экспериментально – исследовательская
деятельность |
Знакомство с
«Бабушкиным сундучком». Формировать интерес к познавательно –
исследовательской деятельности; Расширять представление детей о свойствах
различных веществ и материалов, познакомить с техникой проведения опытов |
|
17 |
апрель |
«Подарки
белоствольной красавицы» |
Беседа о русской
красавице – березе, стихи, загадки, песни, разучивание хоровода «Во поле
березонька стояла», рассказать о свойствах бересты, рассмотреть готовые
изделия, опыты с берестой |
|
18 |
май |
«Страна
героев» |
Беседа о войне,
просмотр видеофильма о войне, презентация книги «Спасибо деду за Победу»,
исполнение военных песен |
|
|
май |
«На
героя и слава бежит» |
Рассказ о
русских былинных богатырях, о воинах-защитниках Отечества |
|
19 |
май |
«Человек
без Родины, что соловей без песни» |
Заключительная
беседа о прошлом родного края и героях земляках, просмотр видеоматериалов,
заключительная коллективная работа «Моя малая Родина» |
|
20 |
В течение года |
Организация
экскурсий в мини-музей «Русский колорит» |
Приобщение детей
к наследию русской народной культуры |
|
21 |
В течение года |
Пополнение мини-музея
«Русский колорит» новыми экспонатами; |
Расширять
познавательный интерес детей, родителей, педагогов и обогащение
предметно-развивающей среды |
Таким
образом, наилучшие результаты мы достигнем только при условии активной
деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении
потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они
работают, только так они становится близкими и понятными каждому ребенку.
Список литературы:
1. Н. Н. Яковлева. Использование образовательного
пространства мини-
музея «Русская изба»- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
2. Л. В. Любимовой «Поэтика народной культуры», Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3.
Мини
– музей в детском саду. Авторы: Н. Рыжова, Л. Логинова, А.
Данюкова, изд.: Линка – пресс 2008
4.
Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду. Автор М. Ю.
Новицкая, изд.: Линка – Пресс 2003
5. Художественно – эстетическое и социально –
нравственное воспитание дошкольника. Состав. К.Ю.
Белая, В.Н. Зимонина, Изд.: «Школьная Пресса»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2025
Дата обновления: 13.12.2025
Дата публикации: 13.12.2025