22.05.2021
Дидактические игры и
упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые»
1. Игра «О чем сегодня будем
говорить?»
Цель: развитие процесса
мышления, обобщения, правильного произношения.
(Выставляется картинка луга.)
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
Назови одним словом тех, кто изображен на
картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых.
Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут
на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т. д.)
Педагог: Но что- то я не
вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.
2. Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) |
Прыгает пружинка- Зеленая спинка С травы на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик) |
Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настает, Тогда перестает. (Муха) |
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком- Он поделится медком. (Пчела) |
Что за девчонка: В поясе тонка, Огромные очи. Летит-стрекочет. (Стрекоза) |
Не зверь, не птица, Нос как спица. Летит - пищит, Сядет - молчит. (Комар) |
Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Муравьи) |
Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит-будет плохо. (Оса) |
Целый день он спать не прочь. Но едва наступит ночь, Запоет его смычок. Музыканта звать … (Сверчок) |
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда ползу Если в воздухе кружусь, То уж вдоволь нажужжусь. (Жук) |
Какая коровка, скажите, пока Еще никому не дала молока? (Божья коровка) |
3. Игра «Угадай кто?»
Цель: подбор к глаголу имени
существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного
материала.
Порхает (кто) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет,
звенит, кусает, ползает, жужжит, летает
Педгог: Ребята! Мне кажется, что
на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало
много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете
отвечать так, как будто их много.
4. Игра «Один - много»
Цель: образование
существительных в форме множественного числа.
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса,
жук, божья коровка.
Педагог: А чем же
занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.
5.Игра: «Что делает, что
делают?»
Цель: образование формы множественного
числа глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)
Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)
Оса жалит, а осы … (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)
Комар звенит, а комары… (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)
Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)
6. Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация
словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать
существительные с прилагательными.
Бабочка (какая)- красивая,
разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой) –
кровососущий, вредный.
Муравьи (какие)- полезные,
трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая) – вредная,
назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая?) – полезная,
трудолюбивая, медоносная (мед носит).
7. Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование
грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела –
пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.
и т. д.
8. Игра «На полянке»
Цель: расширение словарного
запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование
предлогов в, на, по, с, под, над) .
Выставляется большая картинка с изображением
колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок (жук, муравей,
паучок, бабочка, стрекоза, гусеница). Для того чтобы дети использовали
разные предлоги, рекомендуется приклеить «липучки» над
колокольчиком, в чашечке, колокольчика, на стебель колокольчика, под листок, на
паутинку.
Педагог просит детей сказать, где
находятся насекомые.
- Жук на колокольчике.
-Бабочка над колокольчиком.
-Паучок под листочком.
- Муравей бежит по травинке.
-Стрекоза в чашечке колокольчика.
-Гусеница на стебле колокольчика.
А теперь поиграем в игры:
9. «Кого не стало?», «Что
изменилось?», «Кто появился?»
Цель: развитие зрительного
внимания.
(С использованием этой же наглядности).
10. Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно
изменять глаголы по числам и лицам.
Педагог сообщает детям: «Я
буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают,
Крыльями… (машут,
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю,
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
11. Игра «Бывает - не бывает»
Цель: понимание
логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана
бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала
бабочку. Бабочка поймала девочку.
12.Игра: «Кто как
передвигается?»
Цель: составление сложных
предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а гусеница …
Паук ползает, а пчела …
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
13. Игра «Насекомые-великаны»
Цель: употребление слов с
увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не таракан, а тараканище.
14. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная
с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
15. Физминутка
Упражнение на координацию движений с
речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения
кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси,
затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
16. Игра «Сколько насекомых на
цветке»
Цель: согласование числительных
с существительными.
У каждого ребенка картина с
изображением насекомого.
Педагог показывает
цифру (от 1 до 5).Ребенок должен составить предложение: «На
цветке 3 муравья.»
17. Игра «Мой рассказ о насекомом»
Цель: составление рассказа по
схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Инструкция: «Посмотри
внимательно на схему»Ответь на вопросы:
1. Кто это?
2. Это насекомое, земноводное,
пресмыкающееся или рыба?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет?
5. Как называется его дом?
6. Как развивается?
7. Какую роль играет в окружающем мире?
На примере насекомого: пчела.
18. Игра «Кто улетел с полянки?»
Нам пора возвращаться, и насекомые тоже
улетают с полянки.
Педагог снимает с плаката по одному насекомому,
а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела
пчела и т. д.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2021
Дата обновления: 22.05.2021
Дата публикации: 22.05.2021