13.09.2021
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Три года
- это возраст, который можно рассматривать как определенный
рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех
лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше
начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом
возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной
и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.
В этом возрасте
у ребенка:
• Происходит
формирование «противо-воли», что выражается в желании делать
все по-своему. Она совершенно необходима ребенку
для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя
как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявления осознания
себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности
отвергать почти все, что предлагают родители,
и делать что-то самому, даже если ему этого
не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает
негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается
выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом
ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить
другому.
• Появляется возможность
действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания,
а поступать исходя из других, более сложных и стабильных
мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии
и следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная
потребность общаться не столько с матерью и членами семьи,
но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия
через обратные реакции как взрослых, так и детей
на его поступки.
• Игра становится
все более коллективной. Игра с предметами может иметь
уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится
образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно
и чем угодно и соответственно действует. Но в этом
возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется
переключиться на что-то другое.
• Дети в игре
со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы
и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден
учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует
остаться в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых
слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая
уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Родителям важно:
• С терпением
и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка.
Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии
может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности.
Следует позволять ребенку настаивать на своем (если
это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда
вам это кажется нелепым или ненужным.
• Помнить,
что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением
считались.
• Подготовить ребенка
к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения.
Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания,
за несколько месяцев до поступления в детский
сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное
отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным
реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет
право испытывать горе от потери привычного ему мира.
• Разбирать вместе
с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или
на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие
личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером —
то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей
семьи.
• Бережно обращаться
с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость,
разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно
не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться
с собственными эмоциональными реакциями.
• Продолжать активно
развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге,
играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой,
различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома
у ребенка был спортивный уголок,
где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
• Осознавать,
что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него
главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное
чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно.
Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии
его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту
в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком,
обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том,
что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте
на его вопросы.
Младший возраст
- важнейший период в развитии дошкольника. Именно
в это время происходит переход малыша к новым отношениям
со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте
ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия
с предметами, у него успешно развивается понимание речи
и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми,
почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает
у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление
к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим
миром.
Психологи обращают
внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно
такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении
своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений
взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления
малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым
содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни
требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический
уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать
стремление к самостоятельности, не погасить его критикой
неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные
силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых
действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит
в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений,
ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности
формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества
со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый
помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример
поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных
действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей
положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие
и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего
самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник
особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.
В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое
доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь
воспитателя, младший дошкольник становится более общительным.
Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит
во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего
дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном
общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные
вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания
и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности
и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать,
кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает
наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности
и в то же время не может справиться с задачей
без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень
значимы, но он не может не злиться на них из-за
ограничений свободы.
По отношению
к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом
к миру взрослых.
Агрессивность
и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной
готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих
действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется
способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить
с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок
может воспринимать предмет без попытки его обследования.
Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
На основе
наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное
мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка
от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем
возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок
способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов
взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт
и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста
характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального
и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х
лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание,
а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно
и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось,
сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание
на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной
деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции,
что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение
начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому
характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают
усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем
косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок трех-четырех
лет уверенно ходит, координирует движения
рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие
движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные
и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет
разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется
в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет
предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по
длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности,
уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием
самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок
самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями,
охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые
игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять
игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре
зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая
речевая активность; его словарь содержит все части речи.
Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок
и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется
окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно
пополняется. Он внимательно присматривается к действиям
и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая
эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия
и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен,
его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир,
а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.09.2021
Дата обновления: 11.09.2021
Дата публикации: 13.09.2021