13.09.2021
Возрастные особенности детей 4 -5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения
всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые
представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать
игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.
Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко
отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо
себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети
хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении
другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает
их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии,
ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок
способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и
непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё
требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться
тех или иных норм и правил
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность
в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок
реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно
переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п.,
однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как
положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а
не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного
возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка,
сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях
наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха,
специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки
взрослых людей разного пола.
Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится
возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не
просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу,
занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу
этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку,
рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном
периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для
общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок
задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов,
их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может
целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает
с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого
года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного
запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно
запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и,
главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и
открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не
любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку
образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все
герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и
как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на
положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство
справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное
отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки,
чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы,
связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.
Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В
возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по
картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут
запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные
ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в
ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую
придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при
инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что
проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся
получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от
детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его
мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно
длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных
впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно
расширяются
Все совершенней становится его ручная умелость, он
проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок
постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля.
Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной
деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только
самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже
сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть
самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются
определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре
ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение,
подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре,
гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре
ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В
игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые
качества, нравственные установки.
Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать
игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными
"ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки
и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок
четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности
через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих
отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала,
подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и
наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите
ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не
успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами,
мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому
способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает
упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть
едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить
развитию самых неприятных черт характера.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе
с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так,
чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он
замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно,
чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо,
чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или
навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так,
чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не
зависит.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.09.2021
Дата обновления: 11.09.2021
Дата публикации: 13.09.2021