21.04.2022
«Игры звуками — это
музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных
и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а
через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно,
что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках.
Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно
тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное
творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором,
разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с
миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и
коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они
такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно
шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук
может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только
кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом
оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть
красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька
цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только
малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь
звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим
звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она
певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть
«разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»?
Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать
свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна
детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка,
простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а
коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья.
Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно
услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку,
рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс
«омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на
стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в
музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или
иные способы организации звуков, единственно возможным способом
формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним
импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является
самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в
музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах
никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет
спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это
будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций
составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается
часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их
точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью
инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу
между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную
музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке
звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам
видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам
организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это
«окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не
только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене
присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р.
Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но
звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки
- это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между
ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об
организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие
проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.
Дата создания: 24.04.2022
Дата обновления: 24.04.2022
Дата публикации: 21.04.2022