Мастер-класс для педагогов

10.04.2019

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой вне занятий»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

- обобщать знания педагогов по художественной литературе;

- способствовать внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Материал: карточки с цифрами на каждого участника, проектор со слайдами репродукций картин

1.Виктор Васнецов «Алёнушка»,

2.Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»,

З. Виктор Васнецов «Царевна-Несмеяна»,

4. Виктор Васнецов «Снегурочка»;

скрипичный ключ для музыкальной паузы; карточки зеленого и красного цветов на каждого участника.

Ход мероприятия:

Уважаемые, коллеги! В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать — важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

И так! все готовы! Я приглашаю вас принять участие в Конкурсе

Внимательных и Находчивых.

Принимать участие в конкурсе будут две команды. Я прошу подойти ко мне и взять себе фрагмент иллюстрации к сказке, затем вам необходимо собрать её и вы узнаете кто в какой команде. Прошу занять свои места.

За ходом соревнований будет следить жюри (представление жюри)

 

За каждый правильный ответ участники будут получать по одному баллу, побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество. В течение всего соревнования жюри будет подсчитывать баллы, а в конце подведёт итоги.

      И так, мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший!

      Все готовы!

      Переходим к конкурсной программе.

 

Первый конкурс «Разминка»

Вопросы задаются одновременно всем участникам. Кто первый догадается — поднимает руку. Так как в разминке много вопросов, то каждая команда за правильный ответ будет получать фишку. Команде, набравшей наибольшее количество фишек жюри присуждает один балл.

Вопросы задаются быстро и так же быстро на них нужно дать ответ.

                 Вопросы:

1.Кто говорил такие волшебные слова: «Спи, глазок, спи, другой!»

(Крошечка Хаврошечка);

2.Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк);

З. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино);

4. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим);

5.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова

- «Лети-лети, лепесток, через запад на восток...». (Женя из сказки «Цветик-семицветик»);

6. – «раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши»);

7.На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка;)

8.Назовите автора сказки «Конек горбунек» (Ершов);

9.В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»);

10.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный);

11.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил

 

Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка);

12. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

 («Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Яль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

13.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла);

14.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка);

15.Кто говорил такие волшебные слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная!» (Мороз Иванович);

16.Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор);

17.Что потерял ослик Иа? (Хвост);

18.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: «- Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»! (Иванушка-дурачок.);

19.Назовите автора сказки «Доктор Айболит» (К. Чуковский);

20.Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука);

21.Подруга семи гномов. (Белоснежка);

22.Кто говорил такие слова: «Как мне не печалиться серый волк, остался я без доброго коня» (Иван-Царевич)

Подсчитывается количество фишек у каждой команды и присуждаются баллы.

Второй игра-конкурс «Молчанка» (каждому раздать по З карточки с цифрами 1, 2, З.)

      Я задаю вопросы и предлагаю З варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку.

Правильный ответ — 1 балл

 

1. Сколько персонажей в сказке «Колобок»?

1.Семь

2.Восемь

З. Шесть

2.Кто спас царевну в «Сказке о мертвой штевне и о семи богатырях»?

1. Иван-царевич

2. Королевич Елисей

З. Иванушка-дурачок

З.Как звали братьев Ивана-Дурака из сказки «Конек-горбунок»?

1.Семён и Василий

2.Гаврило и Данило

З. Данило и Василий

4.Сколько раз ходит дед к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

1.три раза

2.четыре раза

3 .шесть раз.

Предлагаю жюри оценить этот конкурс.

Третий конкурс «Мастера перевоплощения»

 

Каждой команде нужно посредством пантомимы показать сюжет сказки. Соперники должны догадаться, какую сказку показывает команда. Сказку и количество участников команда выбирает самостоятельно. На подготовку дается одна минута, ставим таймер.

 

Четвертый конкурс «Сказочные загадки».

 

Вопросы так же задаются одновременно всем участникам. Кто первый отгадает поднимает руку.

1. Болото -- дом ее родной.

    К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора);

2. Так быстро от принца девица бежала,

    Что туфельку даже она потеряла. (Золушка);

З. Она была подружкой гномов,

    И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка);

4.Дюймовочки жених слепой,

   Живет все время под землей. (Крот);

5. Этот толстяк живет на крыше,

    И летает он всех выше. (Карлсон);

6.Всех важней она в загадке

   Хоть и в погребе жила,

   Репку вытащить из грядки

   Деду с бабкой помогла. (Мышка);

7.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом. К

то же были этиХочу такой сайт

Маленькие дети? (Семеро козлят);

8.Сладкий яблок аромат

  Заманил ту птицу в сад.

  Перья светятся огнём,

  И светло вокруг, как днём. (Жар-птица);

9. А дорога далека

   А корзина нелегка

   Сесть бы на пенек,

   Съесть бы пирожок («Маша и медведь»);

10.Красна девица грустна:

     Ей не нравится весна,

     Ей на солнце тяжко

     Слезы льет бедняжка. (Снегурочка);

11.Нет ни речки, ни пруда –

     Где воды напиться?

     Очень вкусная вода —

     В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка»).

 

Пятый конкурс «Сказочный вернисаж»

 

Обратите внимание на экран. Здесь будут представлены репродукции картин. Нужно назвать картину, автора картины и название сказки, по мотивам которой написана эта картина.

1. Виктор Васнецов «Алёнушка»

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

2. Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»;

З. Виктор Васнецов «Царевна-Несмеяна»

Сказка «Царевна-Несмеяна»;

4. Виктор Васнецов «Снегурочка»

Сказка «Снегурочка»

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»

 

Шестой конкурс «Объявления сказочных героев»

 

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения:

1.Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

З .Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4.0тмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5.Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

6.Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

 (Доктор Айболит, К. ЧУКОВСКИЙ «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8.0рганизую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9.Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10.Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга).

 

Седьмой конкурс «Так всё начиналось»

Как называются интереснейшие сказочные повести, из которых взяты начальные строки. Кто их автор?

1. В одном сказочном городе жили коротышки». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

2. «Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны». (В.Губарев «Королевство кривых зеркал»)

З. Ну вот перед нами Винни — Пуху». (А.Милн «Винни-Пух и все- все-все»)

4. «Жил был доктор. Он был добрый». (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

5. «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк». (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

6. «Давным — давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос» (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

7. На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом». (А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»)

8. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон». (А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»)

 

Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза.

 

Все вместе исполняем песню-переделку про книги на мотив «Песенка мамонтенка» Я книгу читаю — она друг надежный!

Текст песни:

Ответ на вопросы найти я хочу

Ответы найти я хочу (2 раза)

 

Припев:

 

Пусть книга научит,

Пусть книга расскажет,

Пусть верный путь в жизни она нам укажет.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были неграмотны дети! (2 раза две последние строчки).

Ее не заменит компьютер и видик.

Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.

Ведь чтение книг и наука

Надежное средство от скуки!

 

Слово предоставляется жюри.

Победила дружба!

Рефлексия:

 

         Предлагаю Вам взять карточки и оценить наш КВН: красная, зеленая.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку.

Если не понялмо и не интересно поднимите красную карточку.

Нa этом наша литературная викторина подошла к концу. Мы говорим сказке до свидания, но не прощаемся с ней. Всем участникам большое спасибо.

Уважаемые коллеги!

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой. а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются

следующие задачи:

-выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;

 -воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

-всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия, но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии.

Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка и читаются стихи А, Барто об игрушках.

В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами.

Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот- с левой ножки, этот- с правой ножки»).

Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил»

Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.05.2022

Дата обновления: 03.05.2022

Дата публикации: 10.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».