14.05.2022
Логоритмика –
это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с
произнесением специального речевого материала.
Любые ритмические движения активизируют
деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься
развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических
упражнениях и играх. Логопедическая ритмика
занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с
дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том
числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития
двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- развитие
общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование
правильного дыхания;
- развитие
способности ориентироваться в пространстве;
- выработка
четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие
фонематического слуха, просодических компонентов;
- формирование
навыка релаксации;
- развитие
и коррекция музыкально-ритмических
движений.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут
более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические
способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и
внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание
стихов с движением и под музыку улучшат
качественный уровень ритмического чувства.
Логопедическая ритмика
полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе,
задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
В результате использования логоритмики к концу учебного года
у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика
показала, что регулярные занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости
от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат
общению со сверстниками и выполняют многие другие функции.
Не говорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют
первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их
коммуникативные навыки.
Логоритмические упражнения
должны проводится в каждой группе в целях профилактики нарушений речи у младших
дошкольников.
Все упражнения проводятся по подражанию.
Речевой материал предварительно не выучивается.
Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с воспитателем в
кругу, или сидели полукругом.
Логоритмика имеет
оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над
певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа,
гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). Особое значение уделяется
пальчиковым играм или массажу пальцев.
В результате систематического использования
на занятиях элементов логоритмики,
реализуются следующие задачи:
1- уточнение артикуляции – положения губ,
языка, зубов при произношении звуков.
2- расширение лексического запаса.
3- развитие слухового внимания и зрительной
памяти.
4- совершенствование общей и мелкой моторики.
5- выработка четких координированных движений
во взаимосвязью с речью.
6- развитие мелодико-интонационных и
просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Так что такое логоритмика? Это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,
осуществляемых в целях логопедической
коррекции.
Систематически вводя элементы логоритмики в нашу работу мы
можем добится в детях уверенности в себе, своих силах.
Чередование различных средств логоритмики требует от детей
внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше
перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Заметно улучшается ориентация ребенка в
пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика,
совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и
фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными,
мимика живой, эмоциональной.
Логоритмические упражнения
,используемые на музыкальных
занятиях:
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на
месте)
Убежали под кусток. (присесть)
***
Вот большая пирамидка (потянуться
вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на
месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на
месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать
большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под
щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое
движение)
***
Стояла корзинка на полке без дела (присесть,
округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны
головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать,
изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться,
изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить
перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться
на носочки, показать руками большой круг)
***
Мы решили закаляться, раз – два – раз –
два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз –
два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз –
два! (имитация растирания полотенцем)
***
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки
на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
***
Мышка быстренько бежала (бег на
месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация
движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять
яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на
вытянутых руках)
***
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на
месте, с хлопками в ладоши)
***
Мы веселые милашки (руки на пояс
раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать
раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
***
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация
движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие!
(показать «силу»)
***
Чтоб поехать на машине накачать нам надо
шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация
движения)
И поедем в магазин («поездить» по
комнате)
***
Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять
по комнате)
Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны
с продвижением вперед)
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать
букет»)
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения
стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг
другу)
***
Мы дорожки подметаем (имитация
движений)
Листья в кучи собираем (наклониться,
имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на
месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
***
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба
на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться,
сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться
повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
***
Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как
сверху льется водичка)
Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как
закрывается ротик)
***
Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)
***
- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
***
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая
окружность)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе
стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед
правую и левую ноги)
***
Как на горке снег, снег,
(показывать руками "горку")
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками "под горкой")
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом
изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
***
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки
поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать
– разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать
вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем
клубочки»)
***
Шел по берегу петух, (идут на месте,
поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые
движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно
поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны
вперед)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2022
Дата обновления: 22.05.2022
Дата публикации: 14.05.2022