Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой для воспитателей, логопедов и родителей.

08.09.2022

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

К сожалению, в настоящее время показатели речевого развития детей, в том числе и звукопроизношения, ухудшаются. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика -это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. [2]. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие основных движений органов артикуляции. Однако, ежедневное выполнение гимнастики приводит к утомлению детей. Использование биоэнергопластики позволяет поддерживать интерес и повысить эффективность выполняемых упражнений.

В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко [3]. Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты. Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Биоэнергопластика -это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.[3].

Сказки используются после того, как отработаны все упражнения по отдельности. В каждой сказке представлен комплекс упражнений для подготовки к постановке определенной группы звуков. Для проведения занятий необходимо изготовить перчаточных кукол. Перчаточная кукла выступает в роли символа языка. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик, уши и т.д. Во время проведения упражнений куклы надеваются на руки ребенка. Сказочным персонажам необходимо дать имена. Сказочные события помогут ребенку преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение.

Варианты сказок могут быть различными, педагоги и могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

- персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

- движения языка должны соответствовать определённому артикуляционному упражнению;

- выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

- прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Материалы пособия могут быть использованы для составления картотеки. В приложении представлено описание артикуляционных упражнений.

Желаем Вам успехов!

«Наши гости Боб и Буба»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Жили-были на свете Боб и Буба, брат и сестра.

Движение рук: Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике.

Движение рук: Пальцы рук сложить домиком

Проснулись однажды Боб и Буба, выглянули в окошко,

 Артикуляционное упражнение «Трубочка».

Движение руки: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Посмотрели вверх- светит ли солнце, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам и поняли- на улице стоит ясная погода.

 «Язычок на прогулке»

Движение руки: кисть руки поднять вверх, опустить вниз, повернуть вправо, влево.

Умылись Буба и Боб, почистили зубы.

 «Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки опустить вниз, движения кистью вправо-влево.

Пора завтракать. Испекла Буба блины.

 «Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

Боб налил в чашки горячий ароматный чай.

 «Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Боб и Буба наелись блинов, напились чаю, сказали друг другу-«спасибо» и улыбнулись.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

После завтрака они вышли на улицу и стали качаться на качелях.

 «Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Зарядка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Вот и утро, все проснулись,

И друг другу улыбнулись.

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое!

«Жираф»

Движение рук: поднять кисть руки вверх

Здравствуй, травушка-муравушка!

«Лопатка»

Движение рук: Рот открыт, тянуться языком к подбородку. Кисть руки опустить вниз.

Читстят зубки дети, чтоб они блестели.

У Боба и у Бубы чтобы не болели.

«Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки опустить вниз, движения кистью вправо-влево.

Боб с Бубой на площадке,

Занимаются зарядкой.

«Часики»

Движение рук: На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Хотя это нелегко,

Потянулись высоко.

«Жираф»

Движение рук: Рот широко открыть и не закрывать, тянуться высунутым языком к носу.

Движение рук: ладонь горизонтально над столом, поднять кисть вверх. Удерживать.

Эх, раз, еще раз, мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим, быть здоровыми хотим.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Боб с Бубой устали и спокойно полежали.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Сделали зарядку- все теперь в порядке!

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

«Завтрак»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды утром Боб и Буба сели завтракать. Они достали чашечки,

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

чугунную сковородку,

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

и чайник с блестящим носиком.

«Трубочка»,

Движение руки: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Посуда сразу же пошла в дело. Друзья решили приготовить завтрак. Чайник поставили на плиту, сделали бутерброды.

«Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

На сковороде приготовили яичницу.

 «Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

Дети были довольны завтраком.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

 «Боб и Буба дома»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Утро наступило, открывай окошко

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Солнце улыбнулось,

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

И проснулась кошка.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

«Тик-так», часики идут.

«тик-так», работать зовут.Хочу такой сайт

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Боба взял лопатку,

Поскорее вскопал грядку.

«Лопатка»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

«Забор»

пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз.

Ловко взялся он за дело,

И работа закипела.

Молоток стучит:»Тук-тук,

Я для Боба лучший друг»

«Дятел»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг  в форме «ковшика». Поднимать и опускать кончики пальцев в такт артикуляционным  движениям.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

«Забор»

пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз.

Стала кисточка плясать-

Наш заборчик не узнать.

«Маляр»

Двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью»

Закончил Боб уборку и пошел на горку.

С горки покатался и проголодался.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Буба блинчики пекла,

Буба кушать позвала.

«Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

Боб блинчики жует,

 Ароматный чай он пьет.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Вот и ночь пришла, темноту привела.Боб и Буба, надо спать,

Пора домик закрывать!

Пальцы рук сложить «домиком»

 «Зимняя прогулка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды в зимний день Боб и Буба выглянули в окно

«Трубочка», «Окошко»

Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Все кругом было укрыто белым снегом, дул ветер.

«Остудим блинчик».

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

Боб и Буба посмотрели вверх на солнышко, потом вниз на снежок и решили слепить снеговика

«Качели».

Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз

Сначала Боб скатал один снежный  ком, потом другой, и еще один- самый большой ком.

«Сладкое варенье»

Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево-вверх –вправо -вниз.

У Боба и Бубы замерзли руки. Они поднесли их ко рту и стали согревать.

«Согреем ручки»

Ладони соединить в виде большого ковша, вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот со звуком х-х-х, как бы согревая руки.

Потом Боб достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику один, затем второй глаз.

«Лошадка»

4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим. (2 щелчка)

Из морковки получился длинный нос.

«Иголочка»Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Боб и Буба посмотрели на снеговика и улыбнулись.

«Улыбка»

Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«Путешествие в зоопарк»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боба с Бубой знают дети,

Мы друзей улыбкой встретим

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

В зоопарк пойдем теперь,

Открываем шире дверь.

 «Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

 «Хобот»

Движение рук: согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.

В домике, не зная страха,

Приползла к нам черепаха.

 «Катушка»

Движение рук: ладонь вниз, кисть сжать в кулак.

Жираф вытянул вверх шею,

Очень он гордится ею.

 «Жираф»

Движение рук: Рот широко открыть и не закрывать, тянуться высунутым языком к носу.

Движение рук: ладонь горизонтально над столом, поднять кисть вверх. Удерживать.

Вот лошадки прискакали-

Стук копыт мы услыхали.

Зебры- резвые лошадки-

Бойко скачут по площадке.

 «Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

 «Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Спину выгнула дугой…

Буба, Боб, скорей домой!

Спрятать язык, закрыть рот.

Движение рук: Пальцы рук сложить домиком

«Боб в зоопарке»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боб подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 паль

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.09.2022

Дата обновления: 21.05.2023

Дата публикации: 08.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».