21.06.2021
Как хвалить ребенка правильно? 3 стратегии похвалы по рекомендациям психологов
- “Какой ты умный!”
- “Какой находчивый!”
- “Ты самый лучший!»
Эти фразы – золотой стандарт родительской лексики, почерпнутые нами из советского и постсоветского бессознательного.
Так вот, подобного рода похвала разрушает психику ребенка. Удивлены? Объясняем.
Как правильно хвалить ребенка? Рекомендации психолога
Хвалить ребенка – значит закладывать ему фундамент уверенности в себе и своих силах, прививать чувство самоуважения. Разве может это принести какой-то вред?
Может, если похвала психологически неправильная. Иногда она мотивирует ребенка не столько быть, сколько казаться, а готовые ярлыки могут спровоцировать постоянный страх “потерять лицо”, или выворачивают мотивацию наизнанку.В целом, как утверждают исследования, детей нужно хвалить, но правильная похвала – это если не искусство, то требующий знания навык.
Итак, как правильно хвалить ребенка? Вот три стратегии, основанные на научных исследованиях.
Хвалите процесс, а не личность
Исследователь Кэрол Двек обнаружил, что то, как родители хвалят ребенка, может повлиять на его способ мышления, методы решения проблем, упорство и академические успехи.
Двек выделил два конкретных мыслительных подхода: фиксация и рост.
Дети с фиксированным способом мышления
Такие малыши полагают, что такие качества, как интеллект, характер и творческие способности являются врожденными и неизменными.
Другими словами, независимо от того, сколько они изучат и сколько усилий приложат, они все равно остаются с тем раскладом, который получили при рождении.
Поскольку дети с фиксированным мышлением уверены, что их потенциал ограничен, они избегают задач, которые бросают вызов их способностям.
Дети с мышлением роста
Эти детки считают, что мозг является некой “мышцей”, которая может расти и развиваться вследствие труда. Они полагают, что то, с чем они рождаются, является сырьем, с которым можно работать, отправной точкой.
В результате они бросают вызовы, решают новые задачи, неустанно проверяют свои способности и преуспевают.
Любопытный эксперимент как хвалить детей
Двек и его коллеги продемонстрировали разницу в мышлении с помощью одного эксперимента, в котором 4-летним детям было предложено работать над головоломками.
Им дали право выбирать: работать над простой задачей, которую они уже решали в прошлом, либо попробовать совершенно новую, более сложную головоломку.
Те малыши, у кого сформировался фиксированный тип мышления, решили взяться за простые и привычные головоломки, подтвердив тем самым свои существующие способности.
Дети с мышлением роста решили, что предложенный выбор был изначально странным – почему кто-то предлагает решить загадку заново, вместо того, чтобы предложить что-то новое?
Их выбор – проверить себя, заняться более сложными головоломками. В целом такие дети больше стремятся к тому, чтобы стать умнее, а не демонстрировать, насколько они умны сейчас.
Как развивать мышление роста у ребенка через похвалу?
Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть три варианта, как это сделать.
- 1. Хвалите стратегию
Например, “ты нашел отличный способ это сделать”.
- 2. Хвалите со спецификой
Например, “ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения”.
- 3. Хвалите усилия
Например, ”я вижу, что ты упорно тренировался”.
Будьте честными. Не говорите: «Отличная работа!», когда это не так
Является ли похвала единственным мотиватором для ребенка? Можно ли хвалить незаслуженно?
Исследования Мейера обнаружили: дети считают, что получение похвалы от учителя не является признаком преуспевания; скорее это утешительный знак, признак того, что учитель решил, будто им не хватает способностей и они нуждаются в дополнительной поддержке.
Ученый обнаружил закономерность: дети, которые отстают, утопают в похвале. Еще более интересно то, что многие подростки предпочитали слышать от учителя критику – ведь критикуют способных, подстегивая их к развитию.
Как правильно хвалить ребенка, который не преуспел
Будьте честными. Детей нужно хвалить заслуженно. Одна из самых больших ошибок, которую мы можем сделать как родители и учителя – это считать, будто дети слишком наивны, чтобы ощущать подковерные намерения мнимой похвалы.
Такую же ошибку допускают родители, когда откладывают разговоры о сексе когда-то на потом. Это все из-за незнания, как говорить с ребенком о сексе.
Вернемся к похвале. Вы можете думать, что поощряете ребенка, восхваляя плохую работу, но, как видите, дети могут воспринимать незаслуженную похвалу как признак неудачи.
Подождите, пока ребенок сделает что-то действительно хорошо – и тогда хвалите на здоровье.
Прекратите хвалить вообще. Да, серьезно
Впечатляющий объем исследований показывает, что похвала может быть совершенно демотивирующей.
Например, в исследованиях, проведенных американской психологом Мэри Бадд Роу, ученики колледжа, которых щедро хвалил учитель, начали проявлять тенденцию отвечать на вопросы условным тоном («ну… ответ – семь?»). И в целом проявляли больше лени и расслабленности.
В другом исследовании Роу, 8-9-летние дети, которых часто хвалили за щедрость, со временем начали становится менее щедрыми по отношению к другим детям.
Детей нужно хвалить в меру. Дело в том, что они развивают иммунитет к похвале. Для насыщения им каждый раз нужна всё большая доза ментальных поглаживаний.
Похвалой вы можете оборвать ту самую “морковку”, за которой бежит ваш ребенок, после чего он может потерять интерес к прежней деятельности.
Итак, если нужно отказаться от похвалы, что делать вместо этого?
Наблюдать и комментировать. Например, беспристрастно отметьте: «ты сам обулся!», или просто: «у тебя получилось!». Такие комментарии оценивают усилия и поощряют детей гордиться своими достижениями.
Если ваш ребенок рисует картинку, дайте ему обратную связь – а не суждение – о том, что вы видите: «эти облака такие большие!» или «как много небесно-синего цвета в этой картине!»
Хвалите детей с целью! Так рекомендуют психологи
Вам хочется, чтобы ваши дети чувствовали себя воодушевленными и мотивированными. Признавайте их победы, ведь вы искренне гордитесь ими!
Но не допускайте того, чтобы ваш малыш стал “наркоманом” фразы “молодец, отличная работа!”.
В следующий раз, когда вы увидите, что ваш ребенок справляется с очередной задачей, постарайтесь вникнуть в то, что он делает, хвалите процесс, делайте это честно и наблюдайте за развитием.
И вы всегда будете видеть счастливую улыбку, которую так любите!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2022
Дата обновления: 07.10.2022
Дата публикации: 21.06.2021