Экспрессивный этюд.

27.04.2019

Экспрессивные этюды — вид психогимнастических упражнений.

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка умение понимать эмоции других людей и собственные эмоции, учить управлять ими. Какие методы использовать для этого?

В процессе беседы по содержанию прочитанной сказки предложите детям показать экспрессивный этюд. Что это такое, как его организовать, какие методические аспекты учитывать, читайте в статье.

Эмоциональный интеллект — важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта — экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.

Что такое экспрессивный этюд?

Экспрессивные этюды — вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М.И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)»

Н.Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованное воздействие».

Таким образом, экспрессивные этюды— вид психогимнастики, направленный на развитие экспрессивной грамотности ребенка: умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства.

Экспрессивный этюд при определенных условиях выполняет психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального интеллекта ребенка следует учитывать только функцию развития экспрессивной грамотности. В своей книге М. И. Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.

Как действует экспрессивный этюд на развитие детей

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.

НАПРИМЕР: в зависимости от возраста ребенка педагог просит:

•             покажи, как Мишка шел;

•             покажи всем телом, как Мишка шел;

•             покажи лицом, телом, руками и движениями,            как Мишка шел;

•             покажи, как кралась Лиса;

•             скажи так же, как медведь Михайло Иванович;

•             скажи так же, как Мышка-норушка.

Еще одно задание — показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.

НАПРИМЕР: педагог просит показать:

• как Заяц испугался;

• как Лиса обрадовалась;

• как Еж удивился;

• как Медведь рассердился

Другая роль в экспрессивном этюде — дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей. Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего (показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребенка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других. Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.

Формы «сближения»

В результате исследований Л.П. Стрелкова определила: если чтение художественного произведения дополнять просмотром иллюстраций, кукольного спектакля, игрой-беседой и игрой-драматизацией, у детей постепенно развивается сопереживание и сочувствие персонажам. Автор называет данные формы работы формами «сближения» и выделяет различные степени активности детей в этом сближении.

Экспрессивный этюд не изучался автором. Однако его можно рассматривать как одну из возможных форм активного «сближения» ребенка и персонажа сказки, которая позволяет как действующему, так и наблюдающему воспитаннику лучше понять эмоциональные и нравственные аспекты сюжета. Об этом свидетельствуют беседы педагогов с детьми по содержанию сказки, в ходе которой они демонстрируют понимание эмоций персонажей и нравственную составляющую их поступков

Когда и как использовать экспрессивные этюды?

Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. При этом важно учитывать методические особенности их проведения. Дадим 8 советов, которые помогут воспитателям.

1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать:

• эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);

• его характер (хитрая, трусливый, храбрый);

• физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый). Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально емкой ситуации, когда действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.

НАПРИМЕР. Эмоциональная ситуация в сказке братьев Гримм «Заяц и Еж»: грубый и пренебрежительный ответ Зайца на приветствие вызывает у Ежа обиду и желание его проучить. Разыграйте экспрессивный этюд по этому фрагменту. Он покажет дошкольникам, как важно уважительно относиться ко всем

2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7.

Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания

и переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других — показ происходит быстро.

3-й совет. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми.

Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность:

• тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;

• увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми;

• накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.

4-й совет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь

в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился — еще больше удивился — был поражен.

5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия

в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.

6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае — одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения.

7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции

в различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке.

8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации.

Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.

Примеры экспрессивных этюдов представлены в конспекте непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по мотивам латышской сказки «Лесной Мишка и проказница Мышка» (приложение).

Образовательная деятельность включает три экспрессивных этюда для показа всеми детьми: один направлен на развитие средств мимики и жестов («Мишка сладко спал»), а два — на мимическое выражение эмоций («Медведь рассердился», «Мишка обрадовался»).

Экспрессивный этюд «Медведь рассердился»

Два экспрессивных этюда для отдельных воспитанников направлены на интонирование как одно из средств экспрессии. Показывающие дети тренируют показ эмоции, наблюдающие — развивают понимание интонации. Это этюды на вокализацию «Вот раздавлю тебя сейчас!» — для Медведя и «Лучше отпусти меня, я тебе пригожусь» — для Мышки.

Два экспрессивных этюда для отдельных дошкольников развивают мимику и пантомимику у показывающих («Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу») и понимание их у наблюдающих детей («Мышка бежит»).

Экспрессивный этюд «Мышка бежит»

 

Приложение

Конспект непрерывной образовательной деятельности 

«Лесной Мишка и проказница Мышка»

во 2-й младшей группе (по мотивам латышской сказки)Хочу такой сайт

Задачи:

• социально-коммуникативное развитие:

• обогатить понимание детьми эмоций радости и злости (рассерженности) посредством знакомства с ситуациями их возникновения;

• развивать экспрессивную грамотность;

• художественно-эстетическое развитие: развивать умение входить в образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом;

• физическое развитие:

• развивать двигательную активность в игровой ситуации;

• развивать мелкую моторику посредством пальчиковой игры;

• познавательное развитие: расширять представления о диких животных.

Ход деятельности:

Приветствие

(Дети и воспитатель становятся в круг и берутся за руки.)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

(Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются.)

Воспитатель: Хотите, я расскажу вам сказку?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь удобно и слушайте. Лесной Мишка всю зиму сладко спал в своей берлоге. Покажите, какой Мишка — большой или маленький?

(Дети показывают руками большого Мишку.)

Экспрессивный этюд для всех «Мишка сладко спал»

Воспитатель: Покажите, как спал Мишка?

(Дети показывают, как спал Мишка: складывают руки под щеку, закрывают глаза.) Воспитатель: А снились ему лето и мед. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Покажите, какая была Мышка — маленькая или большая?

(Дети показывают руками маленькую Мышку.)

Воспитатель: Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу, заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу. Медведь сказал: «Мое ухо — нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!». Медведь рассердился.

Экспрессивный этюд для всех «Медведь рассердился»

Воспитатель: Покажите, как рассердился Медведь?

(Дети показывают, как рассердился Медведь.)

Воспитатель: А каким голосом говорит Медведь?

Дети: Грубым, низким.

Экспрессивный этюд на вокализацию «Воз раздавлю тебя сейчас!»

Воспитатель: Кто может сказать, как Медведь произнес: «Вот раздавлю тебя сейчас!»

(Трое детей повторяют слова Медведя низким грубым голосом, остальные в конце аплодируют им.)

Воспитатель: «Не дави меня, Мишка, — стала жалобно просить Мышка-Проказница, — лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!»

Экспрессивный этюд на вокализацию «Лучше отпусти меня, я тебе пригожусь»

Воспитатель: Кто может сказать так же, как Мышка, — тонким и жалобным голосом?

(Трое детей по очереди тоненьким жалобным голосом повторяют слова Мышки, остальные в конце аплодируют им.)

Воспитатель: Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил. Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу...

Экспрессивный этюд «Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу»

Воспитатель: Кто хочет показать, как Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу?

(Трое детей по очереди имитируют движения медведя, остальные аплодируют им.) Воспитатель: .. .Да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Попал Лесной Мишка в беду! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки и побежала посмотреть: почему Медведь так ревет?

Экспрессивный этюд «Мышка бежит»

Воспитатель: Кто хочет показать, как Мышка выскочила из норки и побежала?

(Трое детей по очереди показывают, как бежит Мышка, остальные аплодируют им.) Воспитатель: Смотрит, а ее силач-сосед сидит в ловушке. Мышка перегрызла петлю и освободила Медведя. Медведь обрадовался освобождению?

Дети: Да!

Экспрессивный этюд для всех «Мишка обрадовался»

Воспитатель: Покажите все вместе, как обрадовался Мишка.

(Все дети показывают радость Мишки.)

Воспитатель: С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе. Мишка и Мышка подружились.

Заключительная беседа

Воспитатель: Вот и сказка кончилась! Понравилась она вам?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда ответьте на вопросы: Почему Мишка сначала рассердился на Мышку? А почему они подружились? А вы дружные ребята?

(Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями от разыгранных экспрессивных этюдов.)

Список использованной литературы:

1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2 Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. С. 5.

3 Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999. С. 14-15.

4 Стрелкова П.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З.

Неверович. М.: Педагогика, 1986.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2022

Дата обновления: 12.10.2022

Дата публикации: 27.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».