04.10.2022
Использование развивающих игр в.в. Воскобовича (коврограф «Ларчик»,
предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес», «Байкал») в развитии
социально-коммуникативных навыков».
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции
педагогов в
области социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста посредством использования развивающих игр В.В.Воскобовича.
Средства:
1.
Коврограф
«Ларчик» (В.В.Воскобович).
2.
Предметно-развивающая
среда «Фиолетовый лес» (В.В.Воскобович).
3.
Предметно-развивающая
среда «Байкал» (пед. Коллектив МБДОУ 96).
4.
5
карточек с названиями образовательных областей.
Ход мастер-класса
Актуальность. В современной
образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(далее ФГОС ДО, Стандарт). Согласно Стандарту ведущая форма деятельности в
детском саду - игра, познавательная и исследовательская деятельность
(п.1.2.ФГОС ДО).
Играя, воспитатель создает условия для
развития ребенка во всех образовательных областях: социально-коммуникативное,
познавательное, физическое, художественно-эстетическое и речевое развитие. Технология
развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в
воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку.
Методика рассчитана на формирование логического мышления и наглядное
объяснение сложных для детей вещей.
Эти пособия подходят как для
индивидуальных занятий, так и для групповых,
помогают подавать материал интересно и предоставляют
свободу творчества детей и взрослых, поддерживают детскую инициативу.
Детство
– ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя
созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях уважение
к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость
за свой народ и свою Родину.
Коврограф «Байкал» разработан в качестве
предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста. Используя его
в своей работе, мы знакомим детей с главным богатством России и всего мира – с
озером Байкал. Обогащаем знания детей о флоре и фауне Байкала, географии и его
жителях. Прививаем гордость и любовь к родному краю. Стремление защищать
«Жемчужину» планеты – озера Байкал. В комплект коврографа входят: главный герой
– нерпенок Бэлик, вырезанный из ковролина силуэты животных, рыб и деревьев.
Материалы можно использовать в непосредственной образовательной деятельности,
так и для самостоятельной игры детей.
На самом деле, использование Коврогафа и
предметной среды «Фиолетовый лес» и «Байкал» создают условия решения почти
бесконечного числа задач воспитательно-образовательного характера.
Пособия «Ларчик», «Фиолетовый лес» и
«Байкал» могут использоваться по отдельности и вместе.
Предлагаю принять участие в следующем
задании.
Задание 1 (фронтальная и индивидуальная
работа).
Я придумала небольшой сюжет, который
попрошу детей (вызывает двух педагогов) «оживить» на Коврографе. Задача «детей»
- постараться с помощью всех средств Коврогафа (кружки, ленты, картинки и пр)
слева-направо схематично зафиксировать рассказ. Задача всех остальных
определить, какие задачи были поставлены, какие образовательные области
задействованы, какими были риски, к какой возрастной группе относятся дети,
выполняющие задания и почему.
«Урликин отправился на прогулку с
Орликином. Они шли по длинной тропинке, затем по короткой дорожке. Вдруг они
увидели на поляне, где росло 5 цветов синего цвета и на один цветок больше
желтого цвета, воздушный шар. Шуты посадили в летающий аппарат 5 гласных звуков
и один согласный, созвучный с рычанием тигра и отправили их в полет».
Двое педагогов выполняют задание по
рассказу. После выполнения задания все приступают к обсуждению задач, рисков и
пр. в раках задания.
Если что-то педагоги не учли, ведущий
мастер-класса, дополняет ответы воспитателей.
Ответ: Дети подготовительной группы, так как задачи по
обучению грамоте способствуют возраст детей 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
1.
Закрепить
умение на слух определять первые звуки в слове (выбор шутов Урликин и Орликин).
2.
Закрепить
умение соотносить предметы по отношению друг к другу по длине (длинный, короткий).
3.
Закрепление
количественного счета (отсчитать 5 цветов, 5 гласных звуков).
4.
Закрепить
представления детей о цвете (5 синего цвета, остальные - желтого).
5.
Продолжать
формировать навыки выполнения простых арифметических операций (5+1=6).
6.
Продолжать
формировать навык дифференцирования гласных и согласных звуков (посадили в шар
5 гласных и один согласный звуки).
Развивающие:
1.
Развивать
воображение (при выборе элементов для схематичного изображения описанных
предметов).
2.
Развивать
самостоятельность (при выборе предметов для схематичного изображения описанных
предметов).
3.
Развивать
мышление (при арифмитических операциях, при определении согласного звука [р]).
4.
Развивать
слуховое внимание (при прослушивании рассказа).
Воспитательные:
1.
Воспитывать
уважительное отношение при командном взаимодействии.
2.
Воспитывать
умение договариваться при совместном взаимодействии.
3.
Воспитывать
положительное отношение к образовательной деятельности.
Риски:
1.
Низкий
уровень познавательной активности детей.
2.
Низкий
уровень компетенции педагога при составлении задания для детей, отвечающего
возрастным особенностям дошкольников.
Мы рассмотрели с вами, как с помощью
игрового пособия и рассказа из 4-ех предложений в игровой форме можно решить 13
задач.
Детям нужно давать работать с данными игровыми
пособиями без задания, самостоятельно по замыслу, это поспособствует изучению
детьми игрового материала и в последствии более быстрого ориентирования в
картинках, кружочках, ленточках и пр. при игровых заданиях воспитателя. Как я
уже говорила, персонажи Фиолетового леса могут приходить на Коврогаф Ларчик.
Как стало уже понятно, пособие
рассчитано на несколько возрастных групп: младший дошкольный возраст (3-4
года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6
лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Предлагаю самостоятельно разделиться на
4 группы.
Задание 2. Групповая работа.
Ваша задача придумать задания для
индивидуальной работы с детьми в любой образовательной области с использованием
Коврографа Ларчик:
1 группа - для детей второй младшей
группы;
2 группа - для детей средней группы;
3 группа - для детей старшей группы;
4 группа - для детей подготовительной
группы.
Воспитатели выполняют задание. После
выполнения задания, команда выступающих, выбирает «детей» для индивидуального
задания из числа противоположных команд, «ребенок» выполняет задание, все
обсуждают задачи, цель, дают рекомендации, высказывают свое мнение.
Пособия Воскобовича довольно гибкие, они
дают возможность проявить фантазию или выбрать подходящий Вам способ обучения.
Фиолетовый лес - большая страна, поэтому
и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на 4 соответствующие игровые
зоны:
1.
«Небо»
2.
«Лужайка»
3.
«Дорожка»
4.
«Полянка
И моделирующая ковролиновая основа коврографа
Байкал также поделена на 4 соответствующие игровые зоны:
1.
«Горы»
2.
«Лес»
3.
«Вода»
4.
«Степь»
Ребенок, используя элементы Фиолетового
леса и Байкала самостоятельно играет, конструирует и закрепляет полученные
знания. Он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, стимулирует
свою фантазию и воображение, запоминает цвета и информацию об окружающем мире.
Задание 3. Предлагаю разделиться на пять
групп. Подгрупповая работа.
У нас организовались пять групп. Каждая
из групп вытянет бумажку с определенной образовательной областью. Ваша задача придумать
для детей любого возраст (на выбор) задание по данной образовательной области с
использованием предметной среды Фиолетового леса и Ларчика. Условие: задание
ориентировано на фронтальное взаимодействие с детьми в игровой форме.
После выполнения задания один из членов
команды (по выбору команды) презентует свое игровое задание, дает пояснение,
аудитория задает вопросы, обсуждают. После выступления всех команд, коллеги
рефликсируют, что кому удалось, а у кого остались пробелы и недоработки.
Невероятные возможности нам дает
использование данных пособий, думаю, Вы согласитесь со мной! Существуют
определенные рекомендации по играм с данными пособиями, но нужно помнить, что
всегда есть место творчеству.
В завершении нашего мастер-класса я
хотела бы Вас пригласить к совместному составлению рассказа или сказки в
Фиолетовом лесу и на коврографе Байкал.
Педагог берет один элемент на выбор и
располагает его по своему желанию на лужайке, озере, полянке или небе, и
начинает рассказ (например, воспитатель берет лягушонка и садит его в небо -
начинает рассказ: «Если бы нерпенок умел путешествовать…»), далее подходит
следующий воспитатель и берет другой элемент и продолжает рассказ, так
продолжается пока все воспитатели не поучаствуют и не решат, что достигнут
логический конец рассказа или сказки.
Педагоги приступают к выполнению
задания.
Сегодня мы рассмотрели с Вами
использование развивающих игр В.В.Воскобовича при детско-взрослом
взаимодействии. Кто-то почерпнул для себя что-то новое? Кто-то хочет поделиться
своими идеями по данной теме?
Спасибо за работу!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2022
Дата обновления: 10.11.2022
Дата публикации: 04.10.2022