21.11.2022
Что такое самооценка?
Это то, как человек
оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с
другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих
возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет
человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями
окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний
мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает
развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой,
а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Взрослые
не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и
складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится
сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи.
Как проявляется уровень
самооценки в поведении?
Активность,
находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт -
вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно
участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность,
мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с
заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся
оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети,
которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в
общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают
близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной
самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка
можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня
слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят
быть лидерами.
Это, конечно, очень
краткие описания. Но, возможно, в них кто-то узнал своих воспитанников.
Для изучения самооценки
ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические
методы.
Чаще всего используют
так называемые проективные методики, которые не требуют от ребенка
высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно
достоверные результаты.
Проективные тесты -
это несложные задания, которые вызывают у ребенка интерес и любопытство.
Методика "
Лесенка" ( авт.В.Г.Щур)
Ребенку показывают
нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках
окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше
(показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних
ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие»,
«самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на
какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка,
его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой
ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя
поставила бы мама».
Используется
стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный –
глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый
небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования
необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания,
раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает
никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда
поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Ключ :
Неадекватно
завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит
себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также;
аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и
больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная
самооценка
После некоторых
раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои
действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их
внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в
некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно,
хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная
самооценка
Обдумав задание, ставит
себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные
ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько
ниже.
Заниженная
самооценка
Ставит себя на нижние
ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама
так сказала».
Если ребенок ставит
себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял
задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной
самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются
выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой
развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная
самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не
видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей
6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и
привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и
непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Методика
определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)
Инструкция:
Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где
находишься ты.
Ключ:
Нормой для ребенка
является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок
адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и
принимает себя.
При указании на первый
круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги
далее пятого заниженную самооценку.
Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)
Инструкция:
Посмотри внимательно на
рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение,
каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение.
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда
будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он
расположен, чем занят.
А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка,
который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение и
твое положение.
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка,
которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы
находиться.
Бывает так, что
некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю,
что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо
зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую,
так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Ключ (
чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Интерпретация
результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того,
какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка
отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства объяснения
каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3,
6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 —
общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость
положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость,
общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на
развлечения.
№ 13, 21 —
отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность ,
уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное
состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное
состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто
выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой
на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 21.11.2022