Диагностика уровня самооценки у детей дошкольного возраста
21.11.2022
 
Что такое самооценка?
Это то, как человек
оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с
другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих
возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет
человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями
окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний
мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает
развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой,
а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Взрослые
не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и
складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится
сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. 
Как проявляется уровень
самооценки в поведении?
Активность,
находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт -
вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно
участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность,
мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с
заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся
оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети,
которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в
общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают
близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной
самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка
можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня
слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят
быть лидерами.
Это, конечно, очень
краткие описания. Но, возможно, в них кто-то узнал своих воспитанников.
Для изучения самооценки
ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические
методы.
Чаще всего используют
так называемые проективные методики, которые не требуют от ребенка
высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно
достоверные результаты.
Проективные тесты -
это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство. 
Методика "
Лесенка" ( авт.В.Г.Щур) 
Ребенку показывают
нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках
окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше
(показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних
ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие»,
«самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на
какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка,
его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой
ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя
поставила бы мама».
Используется
стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный –
глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый
небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования
необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания,
раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает
никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда
поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Ключ :
Неадекватно
завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит
себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также;
аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и
больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная
самооценка
После некоторых
раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои
действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их
внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в
некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно,
хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная
самооценка  
Обдумав задание, ставит
себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные
ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько
ниже.
Заниженная
самооценка  
Ставит себя на нижние
ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама
так сказала».
Если ребенок ставит
себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял
задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной
самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются
выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой
развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная
самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не
видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей
6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и
привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и
непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Методика
определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)
 Инструкция:
Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где
находишься ты.
Ключ:
Нормой для ребенка
является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок
адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и
принимает себя.
При указании на первый
круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги
далее пятого заниженную самооценку.
Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)
Инструкция:
Посмотри внимательно на
рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение,
каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда
будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он
расположен, чем занят.
А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка,
который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение и
твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка,
которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы
находиться. 
 
Бывает так, что
некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю,
что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо
зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую,
так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 
Ключ (
чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Интерпретация
результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того,
какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка
отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства объяснения
каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3,
6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 —
общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость
положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость,
общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на
развлечения.
№ 13, 21 —
отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность ,
уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное
состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное
состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто
выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой
на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 21.11.2022
 
                 
                 
                 
                 Официальный интернет-портал государственных услуг
                                Официальный интернет-портал государственных услуг             Вернуться в детство
                                Вернуться в детство             Официальный сайт Министерство образования и науки Республики Бурятия
                                Официальный сайт Министерство образования и науки Республики Бурятия             Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
                                Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации             ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
                                ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях             Официальный сайт Минпросвещения России
                                Официальный сайт Минпросвещения России             Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
                                Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности             Навигатор
                                Навигатор             Консультационный центр "Просто вместе"
                                Консультационный центр "Просто вместе"             Другое дело
                                Другое дело             Наша страница в Вконтакте
                                Наша страница в Вконтакте            